Агрессивные поля в интерьере

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Агрессивные поля

Агрессивные поля отрицательно воздействуют на человека в любом месте. Гигантские корпуса на берегу реки стоят, кажется, прямо в воде, нависая своей массой над головой. При движении создается иллюзия того, что они наезжают на зрителя, хочется отстраниться от них. Нередко туристы, с удовольствием любовавшиеся зелеными берегами рек, при приближении городских массивов покидают палубу. [1]

Агрессивные поля вызывают эпилептические припадки. [2]

Агрессивные поля , как правило, вызывают неприятные ощущения, иллюзии по цвету, по форме и движению. [3]

В городской среде агрессивные поля высокой плотности встречаются постоянно. Практически любой многоэтажный дом с большого расстояния смотрится, как серый фон. Глаза плавают по этому фону. Зафиксировать же какое-нибудь окно становится уже невозможным. Для того чтобы можно было сосчитать число горошин на ткани в горошек, расстояние между ними должно составлять не менее 30 угл. Как видим, возможности сенсорного и двигательного аппаратов сильно различаются. В естественной среде человек не замечает этих различий, и соответственно это не причиняет ему каких-либо неприятностей. Агрессивная среда становится как бы своеобразным тестом для выявления предельных способностей человеческого глаза. [4]

Такое покрытие уменьшает площадь агрессивных полей в городе и безусловно создает прекрасные условия работы для водителей. Есть уверенность, что этот опыт будет подхвачен в других странах и у нас тоже. [5]

Таким образом, исследования показали, что агрессивные поля резко повышают биоэлектрическую активность мозга. У людей с повышенной чувствительностью они могут вызвать эпилептический припадок, вероятность появления которого зависит от параметров агрессивного поля. [6]

Нами были проведены специальные исследования по выяснению воздействия агрессивных полей на человека. [7]

Большая часть их из гофрированного металла, что создает агрессивные поля . Нередко число таких полей исчисляется сотнями; они стоят в несколько рядов, буквально заполонили дворы, ухудшив их визуальную среду. Мимо этих агрессивных полей проходят тысячи горожан и ни у кого они не вызывают положительных эмоций. Действуют они только в одном направлении, порождая, как правило, негатив в душе у каждого. Власти пытаются бороться, но успехи пока небольшие. [8]

Иногда можно услышать возражения, что небольших по размеру агрессивных полей человек не замечает и вряд ли от них испытывает большие неприятности. Нам трудно с этим согласиться, так как даже небольшие размеры агрессивных полей оказывают свое отрицательное действие. [9]

Вилкинса с соавторами ( 1984) было показано, что и агрессивные поля ( рис. 125) вызывают подобные вспышки. Ранее исследователи обратили внимание на тот факт, что картины оп-арта вызывают неприятные ощущения, так как штурмуют сетчатку. [11]

Казалось бы, если нельзя избежать агрессивного вида эскалатора, то в этом случае должны были быть приняты соответствующие меры к недопущению агрессивных полей в других местах. К сожалению, этого не происходит, и мы имеем много примеров, свидетельствующих об обратном. И опять же, как и в случае с эскалатором, агрессивное поле стены имеет динамическое воздействие в момент торможения поезда на станции и набирания скорости после остановки. В период ожидания поезда тысячи пассажиров вынуждены в лобовую смотреть на кафельную стену. Это значит, что только за 1 мин. Поэтому у нас есть основание утверждать, что столько же раз в душу каждого пассажира вошел квант агрессии, а это далеко не квант красоты. [12]

Наряду с тем, что жалюзи создают агрессивную среду в интерьере помещения, они просматриваются с улицы и по этой причине являются дополнительным источником агрессивных полей в городе, особенно в вечернее время при искусственном освещении. [13]

Работницы ткацкого цеха буквально находятся в плену агрессивных полей : натянутые, как струны, нити на станках размером до 3 — х м; ряды самих станков, удаляющиеся на 50 — 80 м ( рис. 105); кафельные стены размером 150 — 200 м2; пол из квадратной плитки — 500 — 800 м2 и, наконец, потолок с большим числом светильников. К тому же ткачиха целыми днями вынуждена смотреть на ритмичное перемещение челноков ткацкого станка, а также нитей основы и утка. [15]

Читайте также:  Кресло с пуфом в интерьере

Источник

Визуальная агрессия в архитектуре

Человек автоматически изучает всё видимое пространство при помощи саккад – циклически повторяющихся быстрых движений глаз. Автоматия саккад была выявлена в 1987 году доктором биологических наук Василием Филиным. Его опыты доказывали, что процесс идет непроизвольно и не зависит от наличия объектов для рассмотрения.

Паттерн саккад (шаблонная модель движения) как раз в первую очередь зависит от условий визуальной среды. Мы не можем управлять саккадистическим движением глаз, а вынуждены «подчиняться» видимым образам.

Выявленная закономерность показывает, что проблемой для здоровья становятся многие современные сооружения и интерьеры (мы исключаем наружную рекламу, архитекторы здесь не виноваты).

В московском центре «Видеоэкология» визуальные опасности делят на две группы:

  • Гомогенные визуальные поля – когда смотреть практически не на что,из-за отсутствия достаточного количества зрительных деталей.
  • Агрессивные визуальные поля – равномерно распределенные одинаковые зрительные элементы.

Гомогенные поля встречаются на наших улицах и внутри домов. В результате применения гладких отделочных материалов и примитивных архитектурных объемов, прямые контуры и большие однообразные плоскости сооружений не дают глазам опоры после каждой очередной саккады, при этом амплитуда вынужденных движений глаз резко увеличивается, вызывая дискомфорт и усталость. Со временем гомогенная среда вызывает расстройство бинокулярного аппарата, аккомодации, on-off системы рецепторов.

Агрессивные видимые поля тоже не редкое явление. Они начинаются в спальных районах с сотнями одинаковых окон на каждом фасаде и достигают пугающих масштабов в некоторых современных сооружениях и малых архитектурных формах. Наверное, каждый знает, как неприятно бывает смотреть на контрастную клетку или горошек на ткани одежды, когда в область ясного видения сетчатки глаза попадает сразу несколько элементов. Здесь эффект тот же. Кроме того, из-за однообразия частей мозгу сложно собирать воедино левое и правое изображения, получаемые глазами.

Конечно, к однообразию и простоте зданий в России в своё время руку приложила идеология коммунизма, но как можно объяснить появление ещё более скучных проектов в наши дни? Нам подают их под соусом выдающихся достижений архитектурной мысли.

Сегодня архитектура служит идеологии ещё более беспощадной – идеологии бренда. Здесь всё работает на исключительность, оригинальность, незаменимость бренда. Город превращается в ландшафт конкурирующих айсбергов. Гиганты-корпорации своими центральными офисами хотят демонстрировать свой успех, надёжность. Но получается лишь отъединённость от пространства, агрессия к окружающему, противопоставление к нему. Портфолио проектных бюро полны оригинальными идеями сооружений, обслуживающих успешные бренды, но не общество. Город перестаёт быть композиционно единым. И живущий в нём народ перестаёт быть единым.

И визуализатор, и фотографы помогают продвигать любые проекты домов при помощи красивого окружения и спецэффектов. Используются яркие природные явления, фотошопные рассветы, поляризованные отражения, специальное освещение, контрастность, неестественные ракурсы и тому подобные «приправы» сооружения – только бы проект понравился.

Красивый на картинках проект в жизни воплощается в пыльную зеркальную коробку, отражающую пустоту зимнего неба или, хуже, расплывчатые контуры рядом стоящих построек, наводящую на прохожих тоску и вызывающую рябь в глазах.

Иногда брутальные современные сооружения не так плохо смотрятся в окружении существующей классической застройки, и даже могут являться изюминкой района. Но как будут выглядеть эти концептуальные здания, если сменить окружающие их декорации и застроить ими целые города? Огромные дома без деталей кажутся искусственно увеличенными макетами, а человек букашкой. Нет цветущей сложности, в пространстве довлеет серая теснота кладбищенских макропамятников.

Читайте также:  Кухни без верхних шкафчиков в интерьере

Агрессивная визуальная среда делает человека агрессивным, меняет общество в худшую сторону. Не окажемся ли мы, как в басне Крылова, в ответе за жизни будущих горожан?

Источник

Агрессивная визуальная среда.

Агрессивные поля – преобладание одинаковых ординарных элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которых рябит в глазах.Агрессивная визуальная среда –окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое количество одинаковых элементов.

Гомогенные поля воспринимаются глазом легче, чем агрессивные, так как при мобилизации внимания для поиска детали подавляется автоматия саккад. При высокой плотности одних и тех же элементов глаз физически не может справиться с задачей фиксации одного элемента. В архитектуре агрессивная среда угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их количества глаз физически не может. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения. Это приводит к физиологическим и биологическим расстройствам функционирования зрения и в целом мозга. Агрессивная среда провоцирует агрессивность людей.

Агрессивные поля в городе.Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду в городе. Это присуще всем многоэтажным зданиям, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Глядя на общественное здание с проезжей части улицы или с противоположной ее стороны, мы видим одновременно более 500 одинаковых окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер – 20) приходится одновременно больше одного окна (размер окна менее 10). В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз. Типичный пример агрессивного видимого поля, созданного большим числом одинаковых окон на стене здания, которое своим видом напоминает ткань в горошек. В практике нашего градостроительства есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей. В Москве наиболее ярким примером может быть Новый Арбат, состоящий из гигантских «домов-книжек» по одной стороне и башен с «гребенками» балконов по другой. С противоположной стороны улицы «дом-книга» как бы схватывает человека в свои бетонные объятия и глаза его оказываются в плену гигантской геометрической структуры. Долго смотреть на «стену-сетку» любоваться ею невозможно, так как глазу после саккады не на чем остановиться, какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их числа глаз физически не может. Агрессивная среда, порождаемая видом зданий, это не только наше национальное бедствие. Это характерная черта большинства современных городов. В любой стране можно найти примеры такой среды. Очень много их в городах Соединенных Штатов Америки. Глядя на фотографию города Сиэтла, воочию убеждаешься в этом. На первый взгляд панорама города кажется величественной и необычной. Однако довольно быстро замечаешь, что глаза «скользят» по фотографии вправо-влево, вверх-вниз, не находя опоры для взгляда. Агрессивные поля разного размера «бьют по глазам» не давая возможности остановиться на чем-либо. Впрочем, в остановках нет необходимости, поскольку каждое здание ясно в полном объеме с первого взгляда, нечего и рассматривать. Можно восхищаться уровнем технического мастерства строителей, но совершенно нечем любоваться.

Агрессивные визуальные поля в общественных зданиях.Известно, что архитектура точно отражает те нравственные ценности, которые главенствуют в конкретный период времени. Господство моноидеи в политическом устройстве нашей страны, суровое ее насаждение, прямолинейный подход в решении диалектических вопросов, пропаганда аскетического образа жизни и борьба с архитектурными излишествами неизбежно нашли свое отражение в градостроительной политике. В наибольшей степени архитектурный авангард проявил себя в общественных зданиях: гостиницы, крайкомы, стадионы, кинотеатры, как правило, создавались по типу агрессивной визуальной среды. Это был своего рода социальный заказ – воплотить социализм в архитектуре. В этих зданиях больше, чем в других, было прямых линий, прямых углов, больших плоскостей с огромным количеством однородных элементов. Памятники вождям революции, устанавливаемые перед крайкомами, не могли положительно повлиять на их конструктивистский вид, а сами памятники в большинстве случаев «терялись» на фоне мощного зрительного раздражителя, каким является стена «агрессивного» здания.

Читайте также:  Светлые теплые тона в интерьере
На фотографиях: слева – бывший крайком КПСС и памятник О.Куусинену в г. Петрозаводск; справа – спортивный комплекс, Москва. Решетки, ограды и ребристая стена приводят к наложению одного агрессивного поля на другое

Агрессивные визуальные поля в производственных зданий.Большая часть промышленных зданий своим видом создает агрессивные видимые поля. Ярким примером может быть здание завода «Серп и молот» во внешнем облике которого преобладают вертикальные русты. За счет выступающих панелей в верхней части создатели, по-видимому, пытались как-то «разбить» агрессивное поле, но нельзя сказать, что это им удалось, так как площадь однообразной поверхности слишком велика. С другой стороны, сочетание агрессивных полей не дает положительного эффекта. Заводы строили и раньше, но их архитектурный облик не разрушал среду города так, как это делают современные здания. Примером может быть старое здание электролампового завода (фото справа), где есть арки, архитектурные украшения и разнообразный силуэт. Глазу «легко» смотреть на такое здание.

Агрессивные визуальные поля в малых архитектурных формах.Наиболее мобильной частью архитектуры города являются малые ее формы (киоски, палатки, ларьки, остановки автобусов и витрины магазинов). С их помощью можно быстро менять к лучшему визуальную среду. Однако этого не происходит в наших городах. В Москве, к примеру, все улицы заполонили однообразного вида палатки и киоски, которые создаются по тем же эстетическим нормам, что и «большая» архитектура: те же гомогенные и агрессивные визуальные поля. Нередко такие творения рук человеческих стоят рядом с прекрасными старинными зданиями и своим видом наносят вред визуальной среде. Таким образом, горожанину довольно часто приходится встречаться с агрессивной видимой средой. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, облицованные стеклянной «ириской» стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом или из силикатного кирпича с широким темным швом, двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки, гофрированный алюминий, дырчатые плиты, шифер и т.п. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое. К примеру, стена с навесными рустами за металлической решеткой; смотреть на такое поле физически невозможно.

Комфортная визуальная среда среда с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно: наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин, заострений и т.п., разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.

В комфортной визуальной среде все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Проблемы восприятия среды, поставленные видеоэкологией, решаются в области архитектуры и дизайна с использованием различных приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств и т.п. Видеоэкологами приветствуется использование широкой цветовой гаммы с яркими цветовыми акцентами деталей в композиционных узлах, деление больших поверхностей на отдельные цветовые участки, исключение больших монотонных поверхностей, насыщение города скульптурой и т.п. средствами. В интерьерных пространствах предлагается использовать красивоцветущие растения, большая освещенность создает хорошие условия для фиксации взгляда.

Видеоэкология в настоящий момент не имеет разработанных нормативных документов по формированию визуальной среды, но акцентирует внимание на визуальном качестве среды.

Полезные ссылки: http://www.videoecology.com/

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Гомогенная, агрессивная и комфортная среда (городская среда, интерьер). Подобрать визуальный ряд по данной теме. 10 – 15 изображений.

Источник

Оцените статью
HQarch