Академический рисунок человек в интерьере

Академический рисунок человек в интерьере

Библиографическая ссылка на статью:
Курбанов А.Х. Методика рисования фигуры человека в интерьере для высших, средних и специальных учебных образовательных заведений по направлению «Архитектура», учебная дисциплина «Рисунок» // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/50670 (дата обращения: 15.07.2023).

Целью данной работы является ознакомление студентов с методикой ведения задания «Фигура человека в интерьере». Задача: в доступной форме, с использованием иллюстративного материала, объяснить студентам архитекторам методику поэтапного ведения задания «Фигура человека в интерьере».

Одним из самых важных заданий по рисунку на факультете архитектуры является задание «Фигура человека в интерьере». Для будущего архитектора крайне важно понимать соотносительность человека и архитектуры, в данном случае — интерьера, так как архитектура в принципе предназначена для человека, выполняя роли как утилитарные, так и эстетические.

На протяжении всей истории человечества, в части архитектуры, художники и архитекторы пытались создавать архитектуру удобную для человека и приносящую ему эстетическое удовлетворение. И создавалось все это на основе пропорций человека, его соотношения с архитектурным пространством. Человек как на основе интуитивного понимания, так и с использованием математический расчетов и опытным путем, за свою историю выработал некие архитектурные каноны, которые позволяют современному архитектору, используя собственное творческое переосмысление, создавать новые образы в архитектуре.

При выполнении задания «Фигура человека в интерьере» важную роль играют предварительные эскизы и выбор точки зрения. При выборе точки, с которой будет выполняться задание, надо учитывать такие факторы как, острота композиции и освещение, распределение предметов в пространстве. На примере представленных работ мы можем видеть различные варианты решения задания «Фигура человека в интерьере». Так на первом примере (Ил.1) мы видим, как студент решает задачу контражурного освещения в пространстве, такую задачу решал в своих картинах «Письмо с фронта» 1947 г. и «Курсанты выпускают стенную газету» 1938 г. А.И. Лактионов, на втором примере (Ил. 2) мы видим, как студент решает сложную задачу трехпланового пространства, где главное находится не на переднем плане, а на втором. В данной работе использован так называемй прием кулисности, когда передний план является как бы входом в картину. Подобный прием можно встретить в картинах Диего Веласкеса «Менины» или «Пряхи». На третьем примере (Ил. 3) мы видим вариант решения задания с использованием бокового освещения, помимо этого студент решает задачу как образный портрет, в данном случае скульптора как на картинах М.В Нестерова «Портрет И.Д. Шадра» 1934 г. и «Портрет В. Мухиной» 1940 г. Вариант так называемого «живого рисования», когда работа, не смотря на многосложность интерьера, пространства, и длительность исполнения, сохраняет в себе ту свежесть первоначального восприятия, того впечатления от натуры, которое студент получил во время предварительного эскиза, с сохранением характера натуры, мы можем видеть на четвертом примере (Ил. 4), подобное рисование можно видеть в великолепных рисунках М. Врубеля «Портрет В. Брюсова» или «Портрет доктора Усольцева». Эти примеры показывают насколько важно уже на стадии эскиза решить поставленные в постановке задачи, понять, что будет в рисунке главное, а что будет являться дополнением. Соотношения фигуры человека с интерьером, взаимоотношение с окружением, пространство, технику исполнения.

Традиционно задание «Фигура в интерьере» выполняется в музее слепков, где в дополнение к интерьеру во взаимодействие с фигурой человека вступают и классические скульптуры, рельефы и горельефы, что делает задание еще более сложным, но от этого и более интересным.

В предварительных эскизах студенту необходимо решить основные задачи будущего рисунка: композиция в листе, размер фигуры по отношению к интерьеру, тональное и пространственное решение. Тон, в данном случае, играет большую роль, так как позволяет передать ту среду, в которую погружена натура (фигура человека) и дает возможность решить пространственные проблемы. Необходимо понимать, что от того как будет распространятся свет и тень в рисунке, будет зависеть как общее настроение рисунка, так и решаться задача с выявлением главного и второстепенного. Так как рисование происходит при естественном освещении, которое априори не может являться постоянным, то у студента есть возможность выбрать и решить для себя наиболее интересный вариант освещения. Здесь можно привести пример использования освещения в театре, где художник, используя одни и те же декорации, лишь за счет различного освещения кардинально меняет ситуацию на сцене ведя зрителя за собой, передавая ему то настроение и состояние, которое он задумал в каждой конкретной сцене.

Читайте также:  Антуриум в интерьере квартир

Так и в данном конкретном задании студенту-архитектору помимо основных задач: пропорции человека, интерьера, скульптур, пространство, надо стремиться к созданию самоценного произведения искусства, по крайне мере приблизиться к этому. Надо уметь держать в голове, уже в самом начале задания, законченный образ готового рисунка, на основе эскизов и первоначальной задумки, тот образ, к которому студент должен приблизиться к моменту окончания задания, правильно распределив время отведенное на выполнение задание и грамотно используя материал (карандаш, сепия, сангина, тушь, перо и т.д.). Так как задание проводится уже на старшем курсе, выбор материала остается за студентом в зависимости от поставленных для себя задач, руководствуясь эскизом и тем образом готового рисунка, который студент создает в своем сознании. Это позволяет решить, как художественно эстетические задачи в рисунке, так и позволить ознакомиться будущему архитектору с широким спектром материалов для рисования.

После выполнения эскизов с выбранного положения в зависимости от композиции, студент выбирает формат планшета для рисунка далее размещает, в режиме наброска на листе задуманную композицию на основе эскиза еще раз сверяя пропорции в листе, так как при рисовании в большем формате, визуально меняется и общее ощущение от рисунка. После размещения фигуры и интерьера в листе, уточняются соотношения масс, размеров, пропорций уже на стадии наброска. Далее, когда общие пропорции будут решены, студент переходит к решению задач пространства, объема, характера модели с использованием света, тени, тона и линии переходя от общего к частному и вновь возвращаясь к обобщению двигаясь шаг за шагом к тому окончательному варианту, который определен эскизом и образ которого студент держит в своем сознании. Случается так, что сам материал исполнения ведет рисовальщика к тому или иному решению. В данном случае, будущий архитектор получает знания через понимание пропорций интерьера через пропорции человека, воздействия интерьера на человека, размер, пространство, объем, свет, роль окон в этом, распределение света в пространстве помещения, ощущения человека от нахождения в конкретной точке пространства интерьера, влияния конкретного пространства интерьера на человека.

Все это является тем самым опытом, который так необходим архитекторам в своем будущем творчестве. Верное понимание роли архитектуры, влияние её на человека, на того, для кого в конечном итоге архитектура и предназначена. Список литературы

Источник

Рисование фигуры в интерьере.

Практическая занятие № 77, 78

Тема: Наброски и зарисовки фигуры человека в интерьере

1. Совершенствование знаний и навыков рисования,

2. Развитие объемно-пространственного мышления,

3. Закрепление и углубление знаний по практическому применению законов перспективы и светотени,

4. Расширение композиционных понятий,

5. Развитие чувства пропорции.

Студент должен уметь:

— Выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов.

— Выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека.

Студент должен знать:

— Принципы перспективного построения геометрических форм,

— Основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов и фигуры человека,

— Основные законы изображения предметов, окружающей среды.

Теоретическая часть:

Наброски и зарисовки.

Обучение академическому рисунку обязательно включает в себя и занятия набросками. Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения.

Читайте также:  Интерьер кухни в черно серых тонах

Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более: продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, вы никак не можете уяснить для себя строение, отдельных узлов и деталей модели. Чтобы разобраться подробнее, вам следует выполнить отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений.

Наброски могут быть как линейными, так и тональными. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также, его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Так, стальное перо с жидкостью оставляет четкие линии и штрихи, так же как остро отточенный карандаш средней твердости. Сангина, уголь, соус позволяют лучше выявлять объем тоном и передавать целостность формы предмета. Не менее важным компонентом является ‘бумага. Следует внимательно отнестись к ее качеству (фактуре, плотности и тону). Тона бумаги должны быть сдержанными, а их цветовые колебания незначительными.

Первые наброски и зарисовки начинают с простейших геометрических натурных форм, постепенно усложняя их. Так, перед выполнением набросков головы человека, следует поупражняться в набросках и зарисовках животных и птиц.

Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков — они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться все лучше и лучше.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно — чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются,

Упражнения по наброскам должны выполняться целенаправленно, в зависимости от поставленной конкретной задачи и с учетом последовательного освоения предыдущих заданий. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они способствуют развитию глазомера, координации руки и быстрой ориентации, умения точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов. Свободное владение искусством наброска позволяет перейти к свободному изображению сложных живых форм без применения вспомогательных линий построения, что является свидетелем роста профессионального мастерства рисовальщика. Набросок дает возможность работать раскованно и, вместе с тем, сосредотачивать свое внимание на самом существенным, исключая второстепенное. (Литература №1, стр.420-421)

Основные пропорции человека.

Посмотреть видео: https://youtu.be/AND9WZFHGgE — пропорции фигуры человека.

Рисование фигуры в интерьере.

В качестве натуры берётся одетая фигура в положении стоя или сидя на фоне интерьера.

Композиционный центр в рисунке одетой фигуры может быть смещен относительно математического центра листа бумаги в ту или другую сторону в зависимости от местоположения лица и рук, наиболее важных в данном движении форм, определяющих равновесие композиции. При компоновке фигуры надо учесть величину рисунка и расположение его на плоскости листа. Не заполненная изображением плоскость бумаги также входит в композицию и влияет на художественные качества рисунка. Фигуру в спокойном положении чаще всего располагают посередине листа, оставляя сверху немного больше пространства, чем снизу.

В процессе работы над изображением следует учитывать местоположение линии горизонта и строить фигуру в соответствии с тем, как она выглядит с данной точки зрения.

Важное значение в работе над рисунком имеет выбор художественно-выразительных средств языка искусства. Среди художественных средств большое значение имеет композиция. Прежде чем начать длительный рисунок, на небольших листах бумаги необходимо выполнить несколько вариантов размещения самой фигуры и включенных в постановку объектов. При компоновке рисунка надо учитывать необходимость зрительной уравновешенности темных и светлых мест. Желательно, чтобы сама постановка натуры ориентировала на выявление силы пятна. Так, можно выделить самым светлым или самым тёмным пятном композиционный центр постановки.

Читайте также:  Лада веста седан интерьер экстерьер

Во время работы нельзя забывать об источнике освещения данной формы и направления световых лучей, об окраске и фактуре поверхности, на которую они ложатся. Отсюда исходит бесконечное разнообразие градаций серых тонов. В рисунке надо уметь четко проработать каждую форму. Необходимо всё время сравнивать между собой тоновые отношения, помня о явлениях воздушной перспективы. По мере удаления от глаз наблюдателя все предметы не только зрительно уменьшаются, но и как бы делаются плоскими, контрасты между темными и светлыми участками ослабевают. Нельзя с одинаковой контрастностью передавать объем объектов первого и второго плана. Перспективное решение постановки предполагает более близкие к зрителю части давать контрастнее.

Студенту необходимо развивать видение тональных отношений. Надо научиться смотреть на всю постановку обобщенно, через фигуру переднего плана, целостно воспринимая ближнее и находящееся вдали пространства формы. Он должен развивать в себе зрительную способность восприятия тончайших градаций светотени. Чем выше эта способность, тем многообразнее и шире видит он соответствующие качества в самой действительности.

При рисовании одетой фигуры в интерьере необходимо учитывать свойства нашего зрения хорошо воспринимать то, что находится в поле ясного видения. Предметы, находящиеся от глаз наблюдателя на одном удалении с лицом изображаемого человека, т.е. на равном расстоянии до композиционного центра, следует делать более четкими, чем те, которые находятся значительно ближе или дальше.

Пространственное решение одетой фигуры обязывает внимательно проследить её касания с фоном. В зависимости от условий освещения некоторые теневые места фигуры могут быть видны на светлом фоне резко силуэтом, тогда как другие – мягко, почти сливаясь с фоном по тонам. Если все границы сделать одинаково четкими, то фигура будет казаться находящейся в безвоздушном пространстве.

Список литературы:

1. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник, Москва, Изд-во Эксмо, 2014. – 480 с.:ил

2.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учеб. для студентов худ. граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 2013.- 240 с., ил.

3.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб пособие/Ю.М. Кирцер -6-е изд., стер. –М.: Высш. школа. 2012. – 272 с.: ил.

4.Колышев Ю.Б. Рисунок интерьера, М., «Архитектура-С», 2012. – 96 с.

5.Кудряшев К.В. Архитектурная графика, М., «Архитектура-С», 2010. – 312

— выполнить 10 набросков фигуры человека в интерьере (формат А4, бумага для набросков).

— по одному из набросков сделать 3 композиционных поиска (поиск формата, освещения, тона, ракурса, формат А6).

— выполнить длительную зарисовку фигуры человека в интерьере используя натурный материал и композиционные поиски А3 — А4 (выбираем формат меньше А3 и больше А4).

Материалы: на выбор ( карандаш, угольный карандаш, сепия, сангина, черная ручка, тушь и т.д.)

Формы контроля

1) Проверка набросков (дата сдачи 7 мая),

2) Проверка композиционных поисков (дата сдачи 11мая),

3) Проверка композиции в формате (дата сдачи 12мая),

4) Проверка готового задания (дата сдачи 18 мая).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Самое популярное на сайте:

Рынок труда. Спрос и предложение труда Рынок труда относится к разряду рынков факторов производства и является составной частью рыночной экономики.
Лексическое и грамматическое значение слова Слова имеют лексические и грамматические значения. Лексические значения изучаются лексикологией.
Административно-правовые акты: понятие, признаки, юридическое значение, виды Административно-правовой акт — это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное.
Геометрические понятия в начальной школе 1. Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы 2. Геометрические понятия в начальной школе 3.
Структура сметной стоимости Вся сумма затрат, определенная сметой на строительство объекта, называется полной сметной стоимостью или капиталь­ными вложениями.

Источник

Оцените статью
HQarch