- Академия художеств (продолжение, интерьеры)
- Музей Академии художеств в Санкт-Петербурге — что посмотреть и как посетить
- Как попасть на экскурсию в Академию художеств
- Состав Музея и адрес
- Режим работы Музея Академии Художеств
- Цены на билеты и экскурсии в Академию Художеств
- Бесплатное посещение и льготы в Музее Академии Художеств
- Краткая история Академии художеств
- Архитектурные особенности здания, обустройство прилегающих территорий
- Академический музеум
- Парадные залы
- Архитектурные модели и чертежи
- Коллекция слепков — Музей Академии Художеств
- Полезные ссылки
Академия художеств (продолжение, интерьеры)
Осеннее утро . Фото — С.Васильев, 2008.
Академия художеств (продолжение, интерьеры) классицизм
1764-1788 — арх-ры Валлен-Деламот Жан-Батист, Кокоринов Александр Филиппович, Фельтен Юрий Матвеевич
Несохранившиеся интерьеры парадных залов АХ в классическом стиле — первый осуществленный проект арх. К. Тона.
В классическом стиле выполнил Тон и убранство академической церкви, устроенной на оси северного корпуса здания на месте служебных квартир. Тоном был сделан свод удачных пропорций, поразивших современников. В отделке интерьера церкви использован коринфский ордер, пилястры которого, архитрав и фриз выполнены из искусственного мрамора. В оформлении приняли участие худ. и скульпторы Шебуев, Егоров, Варнек, Басин, Бруни, Демут-малиновский, Гальберг. Интерьеры Тона изменены при реконструкции 1860-х гг. Концеренц-зал был перенесен в центральную ротонду (А. И. Резанов), изменено убранство углов (Ф. Эппингер, Д. Гримм). В 1980-х гг. проведена реставрация церкви.
Осенью 1811 г., простудившись на торжествах по случаю освящения Казанского собора, скончался президент Академии А. С. Строганов. Академия перешла в ведение министерства народного просвещения. Ее финансовое по-
ложение в это время было далеко не блестящим. Возглавлял ее в то время вице-президент П. П. Чекалевский.
В 1817 г. президентом Академии назначен А. Н. Оленин. Оленин оставался президентом 1817-1843. Оленин был одним из образованнейших людей своего времени. Широко эрудированный в вопросах искусства и литературы. Энергичный и властный, пользовавшийся большим авторитетом при дворе, он проявил себя и как талантливый организатор. Сразу же после назначения А. Н. Оленин приступил к решительным преобразованиям, начавшимся со строительных и ремонтных работ.
Главное здание Академии художеств в эти годы все еще оставалось мало приспособленным для нормальной
учебы воспитанников. Оленин описывал его состояние в таких словах: «Главный вход Академии к парадной лестнице оставался всегда настежь открытым с улицы на круглый двор; по сему оный был в зимнее время часто занесенным снегом так, что снегу по нескольку возов вывозили в день, при вьюгах и непогоде; на верху же лестницы колонны, украшающие великолепный сей вход, оставались всегда обледеневшими. Сквозняки гуляли по
длинным академическим коридорам. Рисовальные классы, освещавшиеся при помощи постоянно коптивших лампад.
Чугунная лестница.
А.А. Михайлов. 1910-е. [241]
По распоряжению Оленина в парадных воротах были поставлены «дубовые филенчатые двери с полуциркульными фрамугами и резьбою››, уборные вынесены из главного здания во дворы, фасады оштукатурены, упорядочена планировка многих жилых и учебных помещений, наконец, применена новая, более совершенная система освещения аудиторий.
Затем приступили и к капитальным перестройкам. По проекту арх. А. А. Михайлова в главном здании в 1819 г. была устроена «широкая чугунная лестница для удобного входа в Воспитательное училище. Она удачно вписалась в замкнутое,освещенное верхним светом помещение по соседству с парадным вестибюлем второго этажа. Стены этого помещения и своды его перекрытия украсили большие живописные панно и горельефы, аллегорически раскрывающие назначение учебного заведения.
Скульпторы С. С. Пименов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский и И. П. Прокофьев создали горельефные композиции Живопись, Ваяние, Зодчество и Воспитание; живописцы В. К. Шебуев, А. И. Иванов и А. Е. Егоров написали эскизы настенных панно, изображающих Аполлона, Минерву и Славу. В соответствии с этими эскизами панно исполнил масляными красками по штукатурке худ. С. А. Бессонов.
В целом замысел украшения Чугунной лестницы принадлежал А. Н. Оленину.
В конце 1820-х гг. развернулись работы по приведению в порядок парадных интерьеров главного здания Академии художеств, остававшихся неотделанными еще со времен Бецкого. Оленин поручил эти работы архитектору К. А. Тону, только что вернувшемуся из пенсионерской поездки. В начале 1829 г. его проект удостоился «высочайшего одобрения/
Проект предусматривал отделку всех парадных залов Академии с частичной их перестройкой и изменением назначения. Двухсветные залы превращались в античные галереи, в которых разместилась значительно расширившаяся коллекция слепков. Библиотека перемещалась в восточный павильон невского корпуса, а западный отводился для конференц-зала. Оба павильона коренным образом реконструировались: вместо небольших комнат в два этажа в них должны были появиться просторные залы, перекрытые куполами. К. А. Тон включил в проект также достройку академической церкви и центрального купольного зала.
Вся эта обширная программа была выполнена только к 1837 г.
Купол центрального зала украсила роспись В. К Шебуева, изображающая «Торжество на Олимпе по случаю учреждения Академии художеств». В новом конференц-зале была установлена статуя «учредительницы» Екатерины ІІ работы С. И. Гальберга (поэтому зал стал называться Екатерининским).
Крупнейшие художники Академии приняли участие в оформлении скульптурой и росписями двух других новых помещений — церкви и восточного купольного зала, которому позднее было присвоено название Пименовского.
Источник
Музей Академии художеств в Санкт-Петербурге — что посмотреть и как посетить
Музей Академии художеств в Санкт-Петербурге — старейший публичный музей в стране. В нем собраны коллекции картин, рисунков, гравюр, созданных учениками и преподавателями Академии, зарубежными и российскими художниками. Здесь выставлены слепки античных и более поздних западноевропейских скульптур, уникальные модели старейших зданий.
Как попасть на экскурсию в Академию художеств
Академия художеств является действующим учебным заведением. Одновременно здесь находится и музей. Вы удивитесь, но выставочные пространства очень большие. Целых три этажа. Посмотреть есть что. Музейные помещения и экспонаты используются, в том числе, и для учебного процесса. Студентов часто можно встретить в отделе слепков на первом этаже.
Здание Академии Художеств в Санкт-Петербурге
Состав Музея и адрес
Отмечу, что в комплекс под названием Музей Академии Художеств входит несколько музеев:
- Музей Академии Художеств (здание академии);
- Музей-Усадьба И.Е. Репина «Пенаты», красивое место в курортной зоне;
- Музей-Квартира И.И. Бродского;
- Музей-Квартира А.И. Куинджи;
- Дом-Музей П.П. Чистякова;
Как вы уже догадались, музеи посвящены известными художниками, имевшим отношение к Академии.
В данной статье мы поговорим о здании самой Академии Художеств, находящимся по адресу Санкт-Петербург, Университетская наб., 17. Ближайшее метро «Василеостровская».
Режим работы Музея Академии Художеств
- Среда, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 19:00 (касса работает до 18:00);
- Четверг — с 12:00 до 20:00 (касса работает до 19:00);
- Понедельник, вторник — музей закрыт.
Цены на билеты и экскурсии в Академию Художеств
- входной билет 300 рублей, льготный 150 рублей можно походить самостоятельно;
- экскурсии — 200 рублей, плюс нужно приобрести входной билет за 300 рублей.
Цены на официальном сайте по ссылке. Купить билет можно онлайн по ссылке или на месте.
Экспозиция музея занимает три этажа внутреннего корпуса Академии художеств. История их развития неразрывно связана. Первый раз лучше посетить с обзорной экскурсией. Она охватывает второй и третий этаж, парадные залы, плюс самостоятельное посещения отдела слепков на первом этаже.
Всего в Музее Академии Художеств проводятся три вида экскурсий (все стоят по 200 рублей):
- Обзорная экскурсия (лучшее для первого посещения);
- Экскурсия по отделу слепков на первом этаже;
- Экскурсия по отделу Архитектурный моделей Петербурга XVIII-XIX века.
Бесплатное посещение и льготы в Музее Академии Художеств
- 18 мая — Международный день музеев — бесплатный вход для всех, бесплатные дни для других музеев комплекса здесь;
- Бесплатно в каждую среду месяца — пенсионеры РФ, дети с с 7 до 18 лет, лица, обучающиеся по основным профессиональным программам (это видимо все учащиеся ВУЗов?);
- Бесплатно всегда — дети до 7 лет, инвалиды и другие категории граждан, подробнее здесь.
Осмотр экспозиций и начало экскурсий начинается со второго этажа. Входите в здание, попадаете в вестибюль и по указателям поднимаетесь на второй этаж.
Краткая история Академии художеств
В 1757 г. во времена правления императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств в качестве образовательного учреждения. Инициаторами ее создания стали М.В. Ломоносов и граф И.И. Шувалов. Уже со следующего года было положено начало музею Академии. Основу коллекции составили предметы искусства, переданные в дар Шуваловым: картины, рисунки, гравюры европейских мастеров живописи. В нынешней музейной экспозиции из них сохранилось лишь одно произведение – «Избиение младенцев» А.Челести.
В 1764 г. императрица Екатерина II расширила привилегии Академии, даровав ей собственный Устав. И уже на следующий год на Васильевском острове было заложено новое каменное здание для учебного заведения. Строительство велось до 1788 г.
Вид из окон здания Академии Художеств на Университетскую набережную
С восшествием на престол Екатерины президентом Академии становится А.А. Бецкой, сменивший Шувалова. Он открыл при учебном заведении Воспитательное училище, существовавшее до 1797 г. Сюда набирали детей 5-6 лет, где их обучали живописи, архитектуре, скульптуре, медальерному и ювелирному делу. Полный курс обучения составлял 15 лет, в течение которых ученик не мог встречаться с близкими. Целью такой изоляции было объявлено выведение новой породы людей, свободных от пороков человеческого общества.
Музей Академии Художеств пополнял свою коллекцию в течение всего периода существования. В нее в качестве даров поступали личные собрания картин (графа Орлова, графа Н. А. Кушелева-Безбородко и пр.). Императрицы Елизавета и Екатерина передавали произведения искусств, хранившиеся в Петергофском и Зимнем дворце, в Ораниенбауме. В качестве подношений поступали картины, принадлежащие любителям искусств.
Парадная лестница и вестибюль второго этажа
Вестибюль второго этажа
Парадная лестница
Изображение парадной лестницы Академии на одной из картин, выставленных в залах Академии
Богатые сановники и вельможи старались добиться избрания в качестве почетного члена Академии, видя, какое значение ее процветанию придает царствующая династия. После избрания от новоявленных почетных членов требовалось отправить в учебное заведение свой портрет. Благодаря такой традиции в музее появилась целая галерея изображений академиков, профессоров, почетных членов. Часть ее до сих пор сохранилась в Академии. Остальные работы переданы в другие музеи России.
Академия пережила различные этапы развития. Не всегда благоприятные. Меняли ее наименование, фонды, некоторые направления деятельности. Музей в 20-30ые годы прошлого века лишился огромной части экспонатов, переданных в Эрмитаж.
С 90х годов Академия названа Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Здесь продолжают учиться студенты.
Архитектурные особенности здания, обустройство прилегающих территорий
Академия художеств является одной из старейших построек Санкт-Петербурга. Возведена она по принципам классицизма. Авторами проекта здания стали архитекторы Кокоринов и Деламот. В плане строение представляет собой огромный замкнутый блок из четырех корпусов равного размера: 140х125 м. По центру расположено здание в форме круга, вписанного в прямоугольник. Постройка образует внутренний круглый двор диаметром 55 м., который ученики Академии уже по традиции именуют «циркулем». Остальные внутренние дворы смещены к углам.
Внутренний двор Академии Художеств, неофициально именуемый студентами «циркуль»
Лицевая часть Академии обращена к гранитной набережной, сооруженной по проекту архитектора Тона в 1832-1834 гг. В качестве украшения пристани на пьедесталах восседает пара изваяний египетских сфинксов.
Такой прекраснй вид на Сфинксов открывается при выходе из дверей Академии художеств
Вход в Академию выделен выступающим вестибюлем с портиком, между колонами которого возвышаются статуи Флоры и Геркулеса. Главный купол венчает скульптура Минервы, коронующей художества и науки. Более ста лет назад она была утрачена при пожаре, и восстановлена в 2000 г.
Скульптура Минервы на главном куполе Академии
Из здания во внутренний двор можно попасть через четыре двери, над которыми имеются надписи: «архитектура», «скульптура», «живопись», «воспитание». Они символизируют основные направления деятельности Академии.
Во внутреннем круглом дворе в 2003 г. установили скульптуру основателя учебного заведения — графа Шувалова. Автором ее является известный российский скульптор Зураб Церетели. Внутренний дворик обычно закрыт для посещения. Но иногда туда пускают, как повезёт.
Скульптура основателя Академии Художеств графа Шувалова во внутреннем дворе, 2003 год, автор Зураб Церетели
При Академии разбит небольшой, но колоритный сад, окруженный оградой. В центре его установлена гранитная колонна, увенчанная символом искусств – лирой. Когда-то эту колонну изготовили по заказу скульптора Воронихина в качестве запасной при сооружении Казанского собора.
В саду ежедневно выгуливают лошадей, пони, собак и даже поросенка, живущих при Академии. Животных используют в качестве натуры при обучении. В сад пускают всех желающих. На его территории установили скульптуры известных деятелей искусства, обучавшихся в Академии: Петру Клодту, Коста Хетагурову. Находится между 3 и 4 линией Васильевского острова, сразу за зданием Академии.
Академический музеум
Второй этаж музея отдан под собрание произведений изобразительного искусства и скульптуру. Постоянная экспозиция получила название «Академический музеум». Здесь представлена уникальная коллекция произведений, демонстрирующих историю развития русской академической школы художеств от ее становления до сегодняшних дней.
Экспозиция размещена в залах находящихся по кругу вдоль внутреннего дворика.
Постоянная экспозиция на втором этаже, «Академический Музеум»
Постоянная экспозиция на втором этаже, «Академический музеум»
Собрание включает живописные полотна, рисунки, эскизы, созданные учениками Академии во время обучения. Программы (картины на заданные темы), выполненные соискателями на звание художника. А также произведения, написанные состоявшимися мастерами для присвоения им академических званий и медалей. Выставленные произведения на протяжении многих десятилетий используются в качестве образцов при обучении живописи.
Экспозицию открывает предполагаемый портрет архитектора Деламота, выполненный в качестве программы. Картина поступила в музей в 1807 г.
Коллекция включает произведения прославленных российских живописцев – академиков: Брюллова, Поленова, Тропинина, Рокотова, Боровиковского, Иванова, Мясоедова, Салахова и т.д.
В качестве экспонатов Музеум выставляет картины представителей западноевропейского искусства XVI-XVIII веков: А.Карраччи, Л.Джордано, Д.Ф.Б. Гверчино и пр. Украшением коллекции является одно из трех подписанных полотен голландского художника XVII века Р. Я. ван Бломендаля — «Лот с дочерьми».
Академия после революции
Новые веяния после революции
Академический музеум включает значительные разделы, в которых представлены гравюры и рисунки. Здесь выставлены поистине бесценные раритеты: гравюра на шелке «Конклюзия Кариона Истомина» (1693), Коронационный альбом императрицы Елизаветы (1744) в качестве памятника отечественному гравированию.
Парадные залы
На втором этаже музея вдоль невского фасада протянулась анфилада парадных залов. В этих помещениях регулярно устраивают временные персональные выставки известных художников, академиков, летние и дипломные выставки студентов, преподавателей Академии.
Рафаэлевский зал получил свое название благодаря размещенным на его стенах копиям фресок Рафаэля и его учеников. Часть их выполнена признанными мастерами живописи: Брюлловым, Басиным, Марковым. В стены возле входной двери вмонтированы слепки с античных статуй Геркулеса и Флоры, выполненные в XVIII в. А в торце установлен слепок с фигуры Диоскура.
Конференц-зал соединяет две галереи: Тициановский и Рафаэлевский зал. Его главное украшение — плафон диаметром более 17 м., расписанный профессором живописи В.К. Шебуевым. Монументальная композиция изображает «Торжество на Олимпе» и является одним из лучших образцов живописи XIX в.
Конференц-зал в Музее Академии Художеств
Плафон в Конференц-зале с композицией «Торжество на Олимпе»
Конференц-зал украшен скульптурным декором: рельефами древнегреческих богов, отливами с рельефов И. П. Прокофьева.
Следующим в анфиладе обустроен Тициановский зал, в котором демонстрируются копии полотен художников эпохи Возрождения, выполненные российскими и итальянскими мастерами живописи. Произведения написаны маслом, их размеры полностью совпадают с оригинальными.
Свое название зал получил благодаря двум копиям с работ самого Тициана. Интересен тот факт, что подлинник одной из его картин («Мученическая смерть Петра Доминиканца») погиб при пожаре. И теперь копия, выполненная художником Бориспольцем в середине XIX в., имеет особую ценность.
У входа в зал установлены слепки с античных фигур Геры и Антиноя, подлинники которых хранятся в Ватикане.
Рядом с Тициановским располагается Екатерининский зал, замыкающий парадную анфиладу с запада. Он не отличается большими размерами, но имеет нарядный вид, благодаря кессонированному куполу с позолоченными розетками. Вдоль стен зала в нишах установлены слепки с античных скульптур, чьи оригиналы находятся в крупнейших европейских музейных коллекциях.
Архитектурные модели и чертежи
После осмотра залов второго этажа, экскурсия продолжается на третьем этаже, куда ведёт чугунная лестница, украшенная живописными панно и рельефами.
Лестница на третий этаж Академии Художеств
Панно на лестнице Академии Художеств
Здесь посетителям представлена уникальная коллекция архитектурных моделей. Ее начало было положено одновременно с открытием Академии. Эта часть музея несомненно вас удивит, ведь всегда интересно посмотреть оригинальные модели известных зданий в период их проектирования. А некоторые модели так и небыли реализованы.
Основу собрания составляют деревянные проектные модели наиболее значимых построек Санкт-Петербурга XVIII—XIX вв.
К самым ранним экспонатам музея относится модель Троицкого собора Александро-Невской лавры. Она создавалась по проекту немецкого архитектора Швертфегера в 20х годах XVIII в. В представленном виде собор так и не был построен из-за технических ошибок.
Модель нереализованного Троицкого собора Александро-Невской лавры
В музее модель Швертфегера хранится вместе с моделью Троицкого собора, созданной через 50 лет по проекту архитектора Старова. В таком виде он был возведен на территории лавры. Модель сделана из липы, березы, грушевого дерева. Украшения созданы из воска. Для демонстрации изготовлен специальный стол с раздвижным механизмом.
Модель Троицкого собора Александро-Невской лавры
Следующая по времени модель – проект Воскресенского Новодевичьего монастыря (Смольный собор) итальянского архитектора Растрелли, созданный в 1750-1756 гг. Благодаря раздвижной конструкции можно рассмотреть внутреннее устройство собора, задуманное Растрелли. Модель изготовили из липы. Декор отлили из свинца с дальнейшей позолотой и вылепили из гипса.
Замысел итальянского зодчего при строительстве претерпел изменения: не построили шестиярусную колокольню, малые главы возвели вплотную к центральному куполу, обошлись без части пышного декора.
В коллекции имеется модель самой Академии художеств, спроектированной в 1764 г. профессорами Кокориновым и Деламотом в масштабе 1/138 натуральной величины. В ее изготовлении задействовали 35 лучших мастеров по дереву. Модель разборная, благодаря чему можно осмотреть внутреннее убранство. Представлены четыре варианта главного фасада.
Модель самой Академии художеств
Особый интерес представляет модель Исаакиевского собора, спроектированного в 1768 г. архитектором Ринальди. Сооружение соединяет черты барокко и классицизма. Возведенный в Санкт-Петербурге архитектором Монфераном Исаакиевский собор отличается от проекта Ринальди. Поэтому модель представляет особый интерес для понимания первоначального замысла.
Так мог выглядеть Исаакиевский собор
Реализованная модель Исаакиевского собора
Помимо моделей в архитектурном отделе собраны проектные чертежи и рисунки зданий, составленные прославленными зодчими: Баженовым, Воронихиным, Кваренги, Тоном и т.д.
Коллекция слепков — Музей Академии Художеств
Далее у нас осталось время для самостоятельного осмотра первого этаже, где находятся слепки скульптур. Коллекция также располагается в комнатах по кругу ровно под «Академическим музеумом». У неподготовленного туриста может закружиться голова от количества скульптур на один квадратный метр.
Коллекция слепков на первом этаже Музея Академии Художеств
Первый этаж музея занимает постоянная экспозиция с коллекцией слепков, которых насчитывается около 600. Это – работы, выполненные итальянскими мастерами в XVIII-XIX вв. В качестве оригиналов взяты скульптурные произведения искусств, начиная с III тысячелетия до н.э.
В залах музея демонстрируют слепки со скульптур Древнего Египта, Ассирии. Центральное место в коллекции занимают копии памятников Древней Греции. Оригиналами для копирования стали скульптуры из храма Зевса, Афинского акрополя.
Среди наиболее известных творений в музее представлены слепки скульптур Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, «Дискобола».
Отдельные залы выделены для демонстрации искусства Древнего Рима, эпохи Возрождения. Это слепки с портретов, статуй, рельефов на библейские темы. Мастерам при их создании удалось точно передать форму, пластику, качество материала исходных образцов.
Важное место в коллекции отведено слепкам с работ знаменитого Микеланджело Буонаротти. Также представлены в ней модели западноевропейских мастеров XVI — конца XVIII вв.
Музей Академии Художеств содержит коллекцию уникальных произведений. Ее постоянные и временные выставки знакомят с историей искусств России и других стран. Демонстрируемые экспонаты дают представление о различных направлениях в живописи, скульптуре, архитектуре.
Полезные ссылки
- Музей Академии Художеств — онлайн коллекция экспонатов — collection.artsacademymuseum.org
- Деревянные модели петербургских построек в музее Академии художеств — как могли бы выглядеть главные достопримечательности
- Музей Академии Художеств — официальный сайт — artsacademymuseum.org
- Билеты в музей.
Как Вам статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пишите в комментариях, не стесняйтесь!
Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм — @p24p_ru и Телеграм канале.
А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!
Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.
Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.
Источник