Кливлендский Музей искусства.
Анри Матисс (1869–1954) Интерьер с этрусской вазой 1940. Холст, масло. 102,2×129,5.
Живописец, рисовальщик, гравер, иллюстратор книг и скульптор — талант великого французского художника, признанного главы объединения фовистов Анри Матисса был безграничен. О собственных произведениях он говорил: «Я всегда старался скрыть свою тяжелую работу и желал, чтобы в моих работах была лишь легкость и весенняя радость». Как и коллеги-фовисты, Матисс провозгласил полное освобождение стихии цвета от изобразительных функций во имя усиления эмоционально образной экспрессии. Живописец вполне добился этого в своей поздней работе «Интерьер с этрусской вазой».
Мастер начал писать ее, когда жил в Ницце, в первые месяцы начавшейся Второй мировой войны. Женщина, сидящая за столом, — его муза на протяжении двадцати лет, русская эмигрантка Лидия Делекторская. Матисс часто повторял: «Когда мне скучно, я пишу портрет Лидии». В этом произведении он играет с сочетаниями открытых и смешанных цветов, оно похоже на яркий, пестрый ковер. Чистый цвет, как в иконописи, — основное выразительно средство, которое позволяет преобразить созданное художником пространство в некое ирреальное, а предметы — в знаки. Матисс трансформирует, упрощает форму реальных объектов, показывая лишь их суть, старается передать только те эмоции, которые они вызывают. В его работах нет случайных вещей, смысл их определенного расположения скрыт и ясен лишь творцу. Известно, что он прекращал писать картину в тот момент, когда все уже было «сказано» и нельзя что-то убавить, прибавить или изменить. Художник «света и счастья», смотревший на мир сквозь призму радости и красоты, когда-то написал в дневнике: «Я стремлюсь к искусству, исполненному равновесия и чистоты. Я хочу, чтобы усталый, надорванный, изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых».
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- искренность (92)
- ИСКУССТВО (87)
- удивительное (87)
- Живопись (80)
- художник (77)
- Жизнь (73)
- стиль (64)
- гений (61)
- гениальность (51)
- любовь (40)
- чистота (39)
- радость (38)
- образы (38)
- счастье (35)
- картины (30)
- видео (30)
- пейзаж (26)
- ПРАВОСЛАВИЕ (22)
- музыка (21)
- Европа (20)
- Shinkarchuk Anatoly (20)
- Скульптура (20)
- Импрессионизм (19)
- современное искусство (16)
- Япония (16)
- акварель (16)
- японское (15)
- Франция (15)
- мода (15)
- Украина (15)
- Концерт (15)
- вода (14)
- принцесса (14)
- Фильм (14)
- деревья (13)
- АРТ (13)
- Архитектура (13)
- люди (12)
- музыканты (12)
- Анатолий Шинкарчук (11)
- иконы (11)
- прозрачность (11)
- речка (11)
- коллекция (10)
- Париж (10)
- цаца (10)
- Графика (10)
- священник (9)
- дерево (9)
- Камни (9)
- Смерть (9)
- лошади (8)
- ночь (8)
- посвящается (8)
- дизайн (8)
- Искусство [Art] (8)
- Кино (8)
- Образ (7)
- Икона (6)
- УКРАИНА (6)
- Англия (6)
- небо (6)
- вербы (6)
- утро (6)
- луна (6)
- кони (6)
- дети (6)
- принц (6)
- фотография (6)
- Богома́терь (5)
- Де́ва Мари́я (5)
- Пресвята́я Де́ва (5)
- Мадо́нна (5)
- МОСКВА (5)
- Великобритания (5)
- история (5)
- композиторы (5)
- цветы (5)
- горы (5)
- Бумажные чудеса (5)
- Богоро́дица (4)
- Китай (4)
- лес (4)
- животные (4)
- солнце (4)
- метелики (4)
- месяц (4)
- карпаты (4)
- Загнитков (4)
- блюз (4)
- Цуцики.Собаки (4)
- Україна (3)
- Италия (3)
- море (3)
- Киев (3)
- акация (3)
- село (3)
- мост (3)
- вечер (3)
- маки (3)
- Собаки (3)
- Цуцики (3)
- Прикладное искусство (3)
- Политика (2)
- Портреты (2)
- экспрессионизм (2)
- антиквариат (2)
- бабочки (2)
- быки (2)
- вже сонце низенько (2)
- биография (2)
- птицы (2)
- Кошки (2)
- Мюзикл (1)
- Оперетта (1)
- Опера (1)
- Балет (1)
- Старый Арбат (1)
- Культурный центр украины в Москве (1)
- ЗАКАЗ КАРТИН (1)
- ПРОДАЖА КАРТИН (1)
- РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (1)
- ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ ЦЕРЕТЕЛИ (1)
- Германия (1)
- Пронстранственные инсталляции (1)
- аукцион (1)
- квилинг (1)
- whitney houston (1)
- яблоня (1)
- козаки (1)
- рыбак (1)
- копны сена (1)
- бонсай (1)
- яйца (1)
- Стрит-арт (1)
- Экзорцизм (1)
- куклы (1)
- Хьюстон (1)
- топиарий в виде гнезда (1)
- гуцулы (1)
- Удивительное искусство топиарии (1)
- Εἰκώ_ (0)
- Εἰκό_ (0)
- Ορθοδ (0)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Анри Матисс
Один из любимийших художников.
Анри Матисс Ну и подборочка. поклон собравшему . drugsnboobs
Автопортрет в полосатой майке (1906)
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в пос ледний день 1869 года в городке Ле Ка то-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробку красок. «Когда я начал писать, — вспоминал позже Матисс, — я почувствовал себя в раю. »
Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса не сложились, и вскоре он перешел в Школу изящных искусств к Поставу Моро. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбе-ром Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму.
Голубой горшок и лимон (1897)
По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Идеи мастера, считавшего, что главное в живописце — его умение выразить в красках свое отношение к миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса. Что касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение».
Очертания Нотр-Дам ночью (1902)
Мастерская на чердаке (1903)
Жил Матисс в это время трудно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В это время Матисс познакомился с Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета.
Роскошь, покой и наслаждение (1904)
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Там начался его отход от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Их картины критики нашли «еретическими». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Поклонники этой группы нашлись сразу. Лео Стайн и его сестра, Гертруда (знаменитая писательница), приобрели нашумевшую картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его работу «Роскошь, покой и наслаждение». Стайны подружились с художником. Эта дружба в его судьбе значила многое. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию.
В 1909 году Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка — «Танец» и «Музыка». Работая над ними, художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, — позже объяснял он. — «Танец» написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области — гравюру и скульптуру. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. С женой Матисс виделся все реже и реже. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.
Марокканский пейзаж (1911-1913)
Портрет жены художника (1912-1913)
Лауретт с чашкой кофе (1917)
Мавританская ширма (1917-1921)
Интерьер с футляром от скрипки (1918-1919)
Женщина перед аквариумом (1921)
Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавал костюмы и декорации к постановкам Русского балета. Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити.
В 1930 году он получил заказ от Альберта Барнса на настенную роспись, которая должна была украсить здание барнсовского собрания живописи в Мерионе, пригороде Филадельфии. Темой росписи Матисс вновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветной бумаги и пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию.
С началом Второй мировой войны Матисс чуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал.
В 1940 году он официально оформил развод с Амели, а чуть позже у него обнаружили рак желудка. Художнику сделали две очень сложные операции. На долгое время Матисс оказался прикованным к постели.
Портрет Делекторской (1947)
Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Когда спустя годы они встретились вновь, Матисс узнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе. Жак-Мари попросила художника исправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественное знамение». Оформлением Капеллы он занялся сам.
Интерьер Капеллы чёток в Вансе (1950)
Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов).
Одалиска в красных шароварах (1917)
Одалиска с зеленым шарфом (1923)
Одалиска, гармония в красном (1926)
Одалиски в прозрачной юбке. Чёрно-белая литография (1929)
В 1947 году Матисс получил предложение собрать альбом «импровизаций в цвете и ритме» под названием «Джаз», который бы явился визуальным аналогом композиций знаменитых джазовых музыкантов Луи Армстронга и Чарли Паркера. Работая над ним, художник вырезал фигуры из листов окрашенной гуашью бумаги, «лепя скульптуры живым цветом» и «оживляя» свои детские воспоминания о катании на санках, цирковых клоунах, гимнастах и ковбоях.
Пара ножниц стала инструментом, позволившим ему решить актуальные проблемы цвета, формы и пространства. «Бумажные силуэты, — цитируем Матисса, — дают мне возможность писать чистым цветом, и эта простота гарантирует точность. Это не возвращение к истокам, это конечный пункт поисков».
Лошадь, всадник и клоун (1947)
Впервые Матисс приехал в Ниццу в 1917 году и сразу же влюбился в этот город. Художника абсолютно очаровал здешний свет — «мягкий и тонкий, несмотря на свой блеск». Матисс как-то признался одному из своих друзей: «Когда я понял, что могу каждое утро просыпаться среди этого света, я готов был умереть от счастья. Только в Ницце, вдали от Парижа, я забываю обо всем, спокойно живу и свободно дышу».
Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса — из самых плодотворных. Здесь он написал свыше пятидесяти своих одалисок, а также ряд домашних сцен и серию видов из окна — таких, как «Женщина у окна» .
Бумажные женщины
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечением стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур.
Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году — по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году он еще дважды ездил туда. За несколько лет до первой поездки в Марокко на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. В 1910 году он посетил в Мюнхене выставку исламского искусства, а позже исколесил Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.
Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Здесь он написал знаменитые картины «Вид из окна» и «Вход в казба».
Донести непосредственное переживание жизни
«Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык», — писал Матисс. Когда художник, знающий про себя, что он есть не пустая величина в искусстве, изрекает подобные максимы, то он говорит, прежде всего, о своем творчестве. Вопрос: какие новые знаки в пластический язык ввел сам Матисс? А многие. За внешней простотой его картин иногда этого не углядишь — кажется, что «так смог бы каждый».
Интерьер с девушкой (1905-1906)
Портрет Андре Дерена (1905)
Счастье существования (Радость жизни) (1905-1906)
Мадам Матисс в красном платье в полоску (1907)
Натюрморт в голубых тонах (1907)
Обнажённая на солнечном пейзаже (1909)
Девушка с чёрной кошкой (1910)
Цветы и керамическая тарелка (1911)
Испанский натюрморт (Севилья II) (1911)
Интерьер в баклажанах (1911-1912)
Красные рыбки в интерьере (1912)
Арабский дом кофе (1912-1913)
Натюрморт с апельсинами (1913)
Интерьер с тазом и с красной рыбкой (1914)
Студия на набережной Сент-Мишель (1916)
Лауретт в зелёном на чёрном фоне (1916)
Лауретт в белом тюрбане (1916)
Обнажённая, испанский ковёр (1919)
Женщина на диване (1920-1922)
Ню на голубой подушке (1924)
Интерьер с фотографией (1924)
Декоративная фигура на фоне орнамента (1925-1926)
Балерина, гармония в зелёном (1927)
Интерьер с этрусской вазой (1940)
Интерьер в красном цвете. Натюрморт на синем столе (1947)
Источник