Архитектура роспись в интерьере
Колористика Древнего Египта и ее применение в современных интерьерах
Тисленко Анастасия Андреевна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Шаповалова Наталья Михайловна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Белова Екатерина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры
«Дизайн и монументально-декоративное искусство»
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Аннотация. В статье рассматриваются принципы колористики Древнего Египта, ее характерные черты и особенности, которые легли в основу современных стилей интерьеров. Проводится анализ древнеегипетских росписей, скульптуры и архитектуры, цветовой гаммы того времени. На основе этого анализа описываются примеры внедрения цветовой палитры и древнеегипетской стилистики в интерьерные решения современного мира.
Ключевые слова: колористика , Древний Египет, роспись, цвет, интерьер.
Значение колористического наследия древнеегипетской архитектуры имеет высокий приоритет в изучении принципов и основ колористики как науки, а также в использовании этих знаний при проектировании жилых и общественных интерьеров в современном мире. Древнеегипетский колорит открывает для нас важный этап в восприятии и осмыслении цвета людьми на протяжении четырех тысяч лет.
Роспись в Древнем Египте была неотъемлемой частью архитектуры и чаще всего применялась именно в этой области. Рисунками и иероглифами покрывались залы гробниц фараонов и их приближенных, скульптуры, рельефы, а также различные изделия художественного ремесла. Египетские фрески поражают сочетанием в себе гармоничной композиции, ярко выраженного, отточенного веками египетского стиля и великолепной цветовой гаммой. Они — яркий пример того, как универсальные принципы природы могут быть изображены в образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык (рис. 1).
Рис. 1 . Судная сцена из Книги Мертвых [1]
Для своих работ древнеегипетские художники использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей, маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки для разведения красок. Темпера являлась той самой красой, которой выполнялись все росписи в Древнем Египте.
Живопись в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее на рисунках.
Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления (рис. 2).
Рис. 2 . Древнеегипетские художники расписывают стену храма [8]
Основными сюжетами чаще всего были жизнь и царствование фараона, жизнь вельмож, религиозные сюжеты. Однако часто встречались и сцены труда (рис. 3).
Рис. 3 . Сенетджем и Ти собирают урожай. Рисунок из гробницы в Дейр эль-Медины [8]
Некоторые изображения не отображали реальных фактов, а отображали жизнь человека в загробном мире или желаемые события.
Композиционные элементы росписей всегда являлись плоскими и располагались по горизонтальной оси поверхности. Для изображения не характерна перспектива, художники располагали фигуры друг за другом, не изменяя их пропорций. При этом ни один предмет не перекрывал другой. Яркой чертой в изображении фигур людей и богов было их одновременное расположение тела в фас, а головы и ног в профиль. Так же стоит отметить, что большие пальцы были видны на обеих руках и ногах, выходя на передний план.
Людей рисовали в идеализированном виде в расцвете лет. Женщины изображались с розовым или желтым цветом кожи, а мужчины – с темно-красным. Для показа статуса человека, фигуры имели разные размеры. Самыми большими и идеализированными были тела богов и фараонов. Им была свойственна неподвижность и невозмутимость. Низшие социальные слои изображались небольшими и динамичными. Для их фигур свойственна большая свобода движений и реализм.
В противовес изображениям людей, рисунки животных отличались натуральностью и легкостью (рис. 4). Художники использовали все доступные им средства выразительности, отходили от людской скованности и наделяли животных живостью и реалистичностью. Цвета использовались в различных вариациях.
Рис. 4 . «Охота на птиц в зарослях папируса» Фрагмент росписи
стены гробницы Небамона [6]
За исключением сцен на болотах и символической сценой путешествия души, фон не имел изображений окружающей среды и выполнялся однотонным.
Цвета в древнеегипетской цивилизации
В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего восемь цветов. В языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen . Цвет воспринимался египтянами как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Например, «делать зеленое» буквально означало «творить добро».
Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам — каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого из них многогранна и раскрывает его значение с разных сторон:
· Белый цвет являлся знаком чистоты, святости и символизировал душу человека.
· Черный для египтян не был противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых земными средствами.
· Зеленый являлся символом мира, добра и блага, созданного Богом на земле.
· Красный цвет означал как жизненную энергию и силу, так и разрушение с опасностью.
· Желтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звезд и вечностью.
· Синий — был цветом небес, космического пространства.
· С голубым цветом ассоциировался воздух и вода, это символ небесного благословения, причастия.
· Бирюзовый был любимым цветом египтян и говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви.
Примеры использования цвета в архитектуре
Ярким примером использования цвета в архитектуре являются величественные храмы Карнака и Луксора, соединенные знаменитой аллеей сфинксов (рис. 5). Несколько столетий фараоны и зодчие вносили свой вклад в строительство этих сооружений. Оба храма были воздвигнуты в честь Амона – всемогущего бога солнца.
Рис. 5 . Карнакский храм, реконструкция [1]
Потолок гипостильного зала в Карнакском храме был выкрашен в глубокий синий цвет. Его украшали золотые росписи в виде птиц и звезд, что символизировало небесный свод. Характерный золотой цвет повторялся так же на колоннах и стенах. Цветные барельефы, украшающие зал, описывали восхождение фараона к богам.
Рис. 6 . Изображение Рамзеса III Фрагмент росписи в храме Хонсу [1]
В храме, посвященному лунному богу Хонсу , сыну Амона и богини Мут , хорошо сохранились настенные росписи и барельефы (рис. 6). На изображении Рамзеса III отчётливо видно четкое значение цвета в мировоззрении египтян.
· Тело Рамзеса окрашено в красно-кирпичный цвет – символ жизненной силы.
· Корона, излучающая свет, окрашена позолотой.
· Бело-золотые одежды показывают значимость и величие фараона
Луксорский храм долгое время находился под слоем пыли и песка, и потерпел множество разрушений к настоящему времени. Однако доподлинно известно, что стены гипостильного зала были украшены росписями Тутанхамона и Хоремхеба . Настенные разноцветные рельефы о победах царей и религиозных обрядах украшали каждую колонну храма. Два обелиска и колоссы на входе были выполнены из розового гранита (рис. 7).
Рис. 7 . Луксорский храм, фотография [5]
Современное применение древнеегипетской росписи и колористики в тематических интерьерах
В современном мире изучение Египта приобрело широкое распространение благодаря множеству находок археологов. Но не только открытия древних гробниц привлекли внимание людей к стране Бога Солнца. Именно уникальный стиль архитектуры и росписи впечатлили ученых, архитекторов и дизайнеров по всему миру. Сейчас интерьер в древнеегипетском стиле находится на пике популярности уже ни одно десятилетие.
Для современного египетского стиля можно выявить 3 основных направления :исторический египетский стиль, роскошный египетский стиль в современном исполнении и этнокантри . В каждом из них наследие многовековой культуры интерпретировано по-новому.
Для исторического и современного египетских интерьеров характерны расписные колонны с цветочным или геометричным узором, как в древнеегипетских храмах. На стенах использован камень, цвета преимущественно светлые: белые, бежевые, песочные, оттенки слоновой кости. Росписи повторяют фрески из древних храмов и выполнены в характерных для Египта цветах: множество оранжево-красных цветов и позолоты с синими и черными вкраплениями (рис. 8). Арки стрельчатой формы или ниши в стенах добавляют интерьеру атмосферы и так же могут быть расписаны фресками и растительным орнаментом.
Рис. 8 . Пример интерьера в египетском стиле [2]
Натуральные материалы, свойственные роскошным и историческим интерьерам, такие как дерево, камень, папирус – так же являются отличительной чертой дизайна помещений в данном стиле. Темно-коричневые, шоколадные, черные, синие и зеленые цвета оттеняют яркие золотые и оранжевые оттенки и подчеркивают натуральность используемых материалов (рис. 9).
Рис. 9. Пример интерьера в египетском стиле [2]
Для дорогих интерьеров применяется множество лепнины в форме лотоса. Лепнина между потолком и стеной чаще окрашена, например в бронзу. Потолок синего цвета может имитировать звездное небо, как и в гипостильных залах Карнака .
Этнический кантри в современном египетском стиле характеризуется простотой отделки, минимумом декора и лаконичным использованием росписи на стенах (рис. 10). Лепнина так же не свойственна в данном виде дизайнерского решения. Использование натуральных материалов или материалов, имитирующих натуральные — дерево, камень, слоновую кость, характеризуют преимущественную натуральную цветовую гамму помещения.
Рис. 10 . Пример интерьера в египетском стиле [2]
Яркости и акцентов интерьеру добавляет обилие разноцветного текстиля и небольшие настенные и потолочные росписи (рис. 11).
Рис. 11 . Пример интерьера в египетском стиле [2]
Во всех египетских интерьерах текстиль расшит золотой нитью. Покрывала и шторы могут быть с орнаментальным принтом . Возможно использование полоски в текстиле.
Аксессуары чаще всего имитируют памятники архитектуры и символику Древнего Египта, чаще всего расписаны позолотой, синим и бирюзой.
Изучая историческое наследие Древнего Египта, его влияние на развитие искусства и технологии, а также современное восприятие этой цивилизации можно сделать вывод, что древнеегипетский стиль до сих пор является актуальным, притягательным, необычным и современным.
Композиционные приемы и каноны служат наглядным пособием о укладе жизни и мышлении людей того времени, их ценностях и вере. Благодаря этим знаниям существуют многие современные концепции и технологии. Многие изобретения древних египтян до сих пор применяются в различных видах искусств, как например, с помощью модульной сетки современные художники и дизайнеры расписывают стены, создают проекты и веб сайты.
Росписи в храмах и гробницах продолжают поражать воображение своей красотой и размахом. Многие дошли до наших дней в исключительном состоянии и изучаются учеными, художниками и архитекторами. Цвет росписей выступает не только как отражение окружающей древнего египтянина природой, но и носит в себе духовный символизм. Его использование в современных интерьерах может быть переосмыслено, однако значения и сакральный смысл остаются неизменны.
Значение Древнеегипетского искусства росписи и колористки невероятно огромно. Оно развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий и открыло перед последующими поколениями огромные возможности в различных сферах науки и творчества.
Список использованной литературы:
1. За иероглифами: искусство и архитектура Древнего Египта ( Beyond Hieroglyphs : The Art and Architecture of Ancient Egypt ) [Электронный ресурс]. — Режим обращения: https :// brewminate . com / beyond — hieroglyphs — the — art — and — architecture — of — ancient — egypt / (дата обращения: 10.12.2018).
2. Кавин Д. Египетский стиль в интерьере: описание и фото-примеры [Электронный ресурс]. — Режим обращения: https://rehouz.info/egipetskij-stil-v-interere/ (дата обращения: 10.12.2018).
3. Карпичечи А. К. Искусство и история. Египет. 5000 лет цивилизации [Текст] / А.К. Карпичечи . — Флоренция: BONECHI , 2007. – 191 с.
4. Луксорский храм, Египет [Электронный ресурс]. — Режим обращения: https://www.colors.life/post/1069120/ (дата обращения: 10.12.2018)
5. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / М.Э. Матье ; Редактор А.А. Савина. — Москва: Искусство, 1961. — 592 с.
6. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Л. Пунин. – СПб.: Азбука-классика, 2008. — 460 с.
7. Развитие живописи в Древнем Египте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/ (дата обращения: 10.12.2018).
8. Симс Л. Изучаем Древний Египет [Текст]: для мл . и сред. шк . возраста / Л. Симс ; пер. с англ. Г.В. Бажановой. — Москва: Росмэн , 2001. — 64 с.
Источник