- Архитектурное освещение: Нужно ли интерьеру
- Освещение влияет на восприятие пространства. Вы можете каждое утро просыпаться с хорошим настроением
- Как применять архитектурное освещение в домашнем интерьере
- Содержание
- Обновляем обстановку
- Зонируем пространство
- Гармонизируем пропорции
- Расставляем акценты
- Украшаем пространство светом
Архитектурное освещение: Нужно ли интерьеру
Освещение влияет на восприятие пространства. Вы можете каждое утро просыпаться с хорошим настроением
Основы основ светодизайна
Три важнейших принципа светодизайна обозначил еще 60 лет назад Ричард Келли, основоположник этого направления. За свою карьеру он принял участие в трехстах проектах, имеющих отношение к световому дизайну, работал со знаменитыми архитекторами Филипом Джонсоном и Людвигом Мисом ван де Роэ и кардинально повлиял на отношение архитекторов к использованию возможностей света и архитектурного освещения.
Основываясь на огромном опыте, Ричард Келли сформировал три принципа светодизайна, широко цитирующихся до сих пор.
2. Свет, чтобы увидеть
Второе направление Ричард Келли обозначил как « свет, чтобы увидеть » .Сюда относятся споты, акцентирующие внимание на том или ином объекте, и светильники, направленные на стены, — они взаимодействуют с архитектурой пространства, практически выстраивая её.
Правильный симбиоз архитектурных форм, направленного и отраженного света, залитых светом стен и направленного света может полностью изменить восприятие комнаты, придать ей дополнительный объем, разделить на зоны и дополнительно подчеркнуть выигрышные ходы.
3. Свет, чтобы смотреть
Последнее направление — « свет, чтобы смотреть ». Это декоративное освещение и эффекты. В связке с остальными направлениями, этот вид освещения создает атмосферу, подчиняясь тому или иному сценарию. Во многом этот принцип пересекается со вторым, с той разницей, что этот сценарий работает непосредственно на человека и его сознательное или подсознательное восприятие пространства. Так, скажем, залитая в меру ярким белым светом ванная комната поможет проснуться утром и настроиться на продуктивный день, но не подойдет для комфортной и успокаивающий вечерней ванны перед сном.
Выстраивание сложных световых сценариев, оптимальных для разных занятий, времени суток и даже для настроения разных членов семьи выгодно отличает архитектурное освещение от привычной, но ограниченной в возможностях, комбинации « верхний свет / нижний свет » .
Свет несет огромную эмоциональную нагрузку и действует как на уровне подсознания, так и ассоциаций — например, холодный флюоресцентный в белом помещении сразу же напомнит больницу (более широко — стерильное пространство), направленный светильник-спот создаст атмосферу камерности и привлечет внимание к детали. Цветные световые решения изменят пространство до неузнаваемости, не зря «красные фонари» стали именем нарицательным. А успокаивающие ночники — в основном, синие.
Есть и менее очевидные эффекты, которые оказывает свет на наше восприятие реальности. Ученые-физики даже проводили исследования по изучению реакции человека на сценарии с вертикальным и горизонтальным освещением в общественных и личных пространствах.
Горизонтальный свет
Это освещение потолка и пола. Чаще используется в проектах общественных пространств. В частности, за счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается общая архитектура помещения. Все эти факторы подсознательно влияют на уровень комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид освещения также воспринимается как более формальный и отлично подходит для лобби отелей или крупных магазинов.
Вертикальный свет
Напротив, в домашней комфортной обстановке горизонтальное освещение может быть излишним. Здесь предпочтение отдается вертикальному свету, направленному на стены, и спотам, отделяющим зоны и создающим визуальные островки. Кроме того, вертикальный свет визуально увеличивает пространство, что играет на руку, например, при работе с узким коридором или прихожей.
В идеале и в частных, и в общественных пространствах — комбинировать оба варианта освещения и варьировать ими в разных сценариях.
Архитектурный свет зачастую отпугивает заказчиков своим внешнем видом. Действительно, большинство таких светильников выглядят слишком « технологично » . Но то, что они проигрывают по внешнему виду красивым классическим люстрам, с лихвой наверстывают в функциональности. Вдобавок грамотный архитектурный свет полностью растворяется в пространстве. Подумайте, когда вы в последний раз обращали внимание на светильники в музее, если только они не бросали слишком сильные световые пятна на произведения искусства?
Вид архитектурных светильников не должен привлекать внимание. Они должны оставаться незаметными, если только их не выделяли специально.
Совет: Не нужно полностью отказываться от декоративного света. Во-первых, как следует из самого его названия, такой вид светильников несет на себе эстетическую нагрузку и дополняет интерьер. Во-вторых, настольная лампа на рабочем месте или люстра над обеденным столом выполняют вполне определенные роли — точечного освещения и создания атмосферы.
Какой бывает архитектурный свет
Архитектурное световое оборудование можно разделить на три большие группы: интерьерное, уличное и системы управления освещением.
В интерьерное оборудование входят системы шин, трековые споты, прожекторы и « заливающие » светильники, а так же их встраиваемые в потолок аналоги, модульные и линейные светильники (как потолочные, так и утопленные в пол). Подбирать конкретные варианты в каждом отдельном случае нужно, исходя из данных помещения, пожеланий заказчика и возможных сценариев.
Вариантов уличного освещения и того больше. К прожекторам, « заливающим » и линейным светильникам добавляются парковые, фасадные и встраиваемые прямо в грунт (к примеру, для декоративной подсветки садовых растений). Сюда же относится простая архитектурная подсветка зданий. Такое разнообразие дает возможность качественного освещения и целых зданий, и подсветки отдельных элементов архитектуры (лестниц, уличных знаков) и деталей ландшафта.
Система управления является специализированной компьютерной программой, которая отвечает за исполнение прописанных световых сценариев. Она позволяет включать автоматически разные варианты архитектурной подсветки в разное время дня или подходящее для различных мероприятий. Само управление в данном случае максимально упрощено, но это не означает, что заказчик полностью теряет контроль над освещением, можно переключиться и на ручной способ управления.
Совет: Проработка световой концепции неотделима от остальных стадий проекта. Только так можно исключить ошибки при проводке электричества и до конца проработать единый стиль помещения (например, продумать взаимодействие света и мебели).
Источник
Как применять архитектурное освещение в домашнем интерьере
Световые сценарии с архитектурной подсветкой подразумевают использование в них разнообразных линейных и точечных светильников. Они дают направленные пучки света, которые могут сами по себе выстраиваться в определённый рисунок или подсвечивать в выгодном ракурсе другие объекты интерьера. В этой статье расскажем о нескольких довольно простых и доступных способах внедрения архитектурного освещения в любой домашний интерьер.
Содержание
Обновляем обстановку
Даже самый гармоничный интерьер со временем становится обыденным и скучным. Чтобы освежить его, мы переставляем мебель, переклеиваем обои или отправляемся в магазин за новыми шторами. Но есть и более экономичное в плане финансов и трудозатрат решение – попробуйте обновить в комнатах освещение, включив в него архитектурную подсветку.
Направленный свет можно использовать как локально, на небольших участках интерьера, так и более масштабно, оформляя им целые стены, потолок или другие свободные площади. Экспериментируя с формой и дизайном светильников, вы сможете создавать на освещаемых поверхностях разнообразные световые композиции: начиная от параллельных вертикальных или горизонтальных полос и заканчивая сложными переплетениями световых пятен.
Интересно обыгрывается светом рельефная отделка стен. Фактуры камня, кирпича, бетона, текстильных элементов кажутся в архитектурном освещении более объёмными, их цветовая гамма становится более глубокой и привлекательной.
Зонируем пространство
Когда комната совмещает в себе сразу несколько функциональных зон, часто возникает необходимость некоторые из этих зон как-то обособить. Обычно в таких случаях пространство зонируют при помощи перегородок, шкафов, ширм или штор. Однако любой из этих вариантов забирает на себя часть площади, а если речь идёт о маленьких комнатах, то там буквально каждый сантиметр на счету. Если у вас как раз такой случай, то использование архитектурного освещения станет наиболее рациональным способом зонирования.
Основная мысль организации зонирующего освещения состоит в подборе самостоятельной подсветки для каждой из функциональных зон комнаты. Архитектурная подсветка при этом помогает обозначить границы этих зон. Самые подходящие помощники в решении этой задачи – разнообразные торшеры, настенные светильники, подвесы или споты. Их используют для освещения мест отдыха, обеденных или рабочих зон, прикроватного пространства.
При помощи локальной архитектурной подсветки получается оформить внутри каждой комнаты сразу несколько самостоятельных «мини-комнат». Позаботьтесь о том, чтобы каждая самостоятельная группа светильников была обособлена от других в плане управления. Такой подход поможет использовать освещение максимально эффективно.
Гармонизируем пропорции
Если новое световое оформление требуется большому помещению, здесь вас тоже выручит архитектурная подсветка. Это именно тот вариант локального освещения, который оптимально впишется в интерьер, если одной люстры там уже недостаточно, а две и более будут смотреться не гармонично.
Архитектурная подсветка не только даст вам больше света в тех зонах, где это необходимо. Она также поможет сделать само пространство большой комнаты более уютным и пропорциональным. Эффект от такого вида освещения состоит в следующем: локальные пятна и пучки света на фоне общего затемнения буквально стирают границы комнаты. Стены в этом случае кажутся нам несколько ближе, чем они есть на самом деле.
Фрагментарное освещение вообще добавляет окружающим предметам объёма и глубины, а всей комнате – уюта и гармонии.
Расставляем акценты
Архитектурная подсветка помогает подать в более выгодном и интересном свете те предметы интерьера, которыми вы особенно гордитесь, дорожите и хотите обратить на них внимание. Это может быть живописное полотно, украшающее центральную стену, серия семейных фотографий, фрагмент личной коллекции, необычное панно.
То, что само по себе красиво, конечно и так не останется без внимания, но, если подобрать для подобных объектов настоящую профессиональную подсветку, они смогут раскрыться перед зрителями более полно и привлекательно.
Формат светильников, их мощность и оттенок свечения подбирайте, исходя из того эффекта, которого хотите добиться. Если нужно именно качественно осветить объект, чтобы можно было рассмотреть его в мельчайших деталях, установите рядом с ним подсветку музейного типа с достаточно ярким нейтральным свечением. Разнообразные арт-объекты можно оформить цветным светом с неожиданных ракурсов: например, подсветить их изнутри или только снизу.
Украшаем пространство светом
Обычно свет служит нам помощником в оформлении и правильной подаче других предметов обстановки дома, но архитектурная подсветка может и сама стать интерьерным объектом. При этом для её включения в интерьер не потребуются большие вложения и сложные ремонтные работы.
Световыми пучками можно оформить одну из свободных стен комнаты. Для этого приобретите несколько прожекторов, линейных светильников или спотов. Подойдёт также светодиодная лента. Источники света расположите в одну линию под потолком или вдоль линии пола. Подсветка может быть цветной или монохромной – на ваш вкус.
Таким же образом можно оформить, например, зону над изголовьем кровати, пространство за диваном или креслами для отдыха.
Световые пучки не обязательно должны выстраиваться на освещаемых поверхностях в горизонтали или вертикали. Можно пофантазировать и создать на стенах световые круги, волны, абстрактные фигуры и любые другие арт-объекты, соответствующие общей концепции вашего интерьера.
Архитектурное освещение позволяет минимальными усилиями решать самые разноплановые интерьерные задачи. Главное в использовании этого инструмента – правильный и рациональный выбор характеристик световых потоков.
Планируя обновление светильников, обращайте особенное внимание на их мощность, угол рассеивания и цветовую температуру. Именно эти факторы, а не форма и дизайн плафонов в конечном итоге будут определять тот эффект, которого вы хотите добиться, внедряя в свой интерьер элементы архитектурной подсветки.
Источник