Автопортрет в интерьере рисунок

Автопортрет в интерьере рисунок

Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка МГХПА им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна.Создатель и модератор виртуального Музея рисунка.

Упражнение из групп о рисовании человека, которое выполняли дистанционно.

Изучали взаимодействие фигуры со средой. Натуру брали самую доступную в изоляции — себя самих. Так получился автопортрет в интерьере. Искали неожиданные ракурсы, сюжеты, способы взаимодействия с пространством, предметами и отражениями. Работали последовательно по трём темам.

Рисовали пространство как видим или с небольшим гротеском. Обращали внимание на ракурс и ритм больших и малых форм, и тональных пятен. Использовали светотень как способ объединения композиции.

Ключевой момент этого этапа — физическое взаимодействие с зеркалом: куда его поставить, откуда на себя смотреть, что это меняет в восприятии интерьера. Некоторые участники использовали вместо зеркала отражающие предметы — вазы, дверь духовки, ложку.

Интересной задачей было смещение фокуса внимания с фигуры или портрета. Когда отражение человека видно в очень маленьком зеркале где-то с краю листа, или вся фигура в тени, а акцент на каком-то объекте. Как всегда при работе с пространством, в каждом случае нужно было решить на каком плане будет сделан акцент, а какие планы будут «пропущены».

Рисовали с натуры или на основе сюжетов, которые наработали в течении первого этапа. Изображали среду не так как видим: уплощали пространство, делали предметы в листе такими, какими нам нужно, а не такими, какие они есть, меняли их реальное расположение. Особое внимание уделяли ритму форм и контрформ.

При уплощении изображаемый объект теряет большинство своих натурных качеств — форму, рельеф, поверхность, текстуру, цвет. Поэтому важно внимательно отнестись к качествам его силуэта — единственному, что у него осталось.

Есть несколько способов, как сделать пространство плоским или уплощённым:

  • Ковёр
    Объекты становятся совершенно плоскими силуэтами на плоскости и составляют свободную или организованную регистрами плоскостную композицию. Наглядный пример такого решения — аппликации Матисса.
  • Искажение пропорций
    Даже относительно реалистично нарисованное пространство можно сделать уплощённым по ощущению, если сбить правильное соотношение масштабов. Например — сделать дальний объект сильно крупнее, чем он должен быть. Или сделать все объекты разными, не подходящими друг к другу по размеру.

    Обратная перспектива
    Даже если применить её не ко всему пространству, а только к части объектов, интерьер будет выглядеть уплощённым. Но не стоит сочетать её с правильной линейной перспективой, так как для зрителя это всегда будет выглядеть ошибкой. Обратная перспектива органично выглядит с плоскими ковровыми формами или поднятым полом.

    Поднятый пол
    Этот приём применялся ещё в средневековой книжной миниатюре. Плоскость пола или земли показывается не в привычной перспективе, а сверху или в изометрии. При этом объекты и фигуры показываются не в ракурсе, как будто мы на них смотрим тоже сверху, а фронтально. Этот условный приём даёт возможность изобразить на малой площади очень много событий, особенно если использовать разный масштаб объектов — произвольно или в зависимости от их важности. Таким способом пользуются многие современные иллюстраторы.

    Повышенная контрастность
    Изображаемое пространство уплощается, когда мы используем одинаковый контраст для всех планов, игнорируем принцип воздушной перспективы.

    Яркий локальный цвет
    Работает так же как контрастный тон — визуально уплощает пространство благодаря несоответствию с тем, что мы видим в реальности.

    Паттерн или орнамент
    Работает как камуфляж — отвлекает внимание от реальных качеств формы и пространства.

Эти приемы можно использовать по одному или группами, в зависимости от задачи. Как и в случае с обычным пространством, тут тоже можно и нужно работать с планами — выбирать акцентный и пропущенный. В уплощённом пространстве планы сохраняются, просто они сами или расстояние между ними может стать менее глубоким. Даже когда вы кладёте три плоские бумажки друг на друга — это уже три плана.

На последнем этапе придумывали композиции, где авторы изображали себя в интерьере со стороны. Это могло быть действие или несколько действий, запечатлённых друг за другом. Могло быть взаимодействие с другими людьми и объектами. Использовали опыт работы с двумя способами передачи пространства — и способ, и технику выбирали по желанию.

Упражнение показало, что можно не выходя из дома найти десятки разных сюжетов и даже сделать на основе этого материала иллюстрацию.

Источник

Тест «Автопортрет»

Просмотр содержимого документа
«Тест «Автопортрет»»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация результатов данного теста

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. – М.: Изд. «Дидакт», 1991. – С. С. 145-163.

Полезно для диагностики самооценки вместе с другими методиками одновременно использовать тест «Автопортрет». По определению, автопортрет — это изображение-человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

— изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;

— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т.д.;

— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;

— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Интерпретация I.Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл. 1972), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р.Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

Голова.Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интел­лектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот.Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки.Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффек­тивность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозное и чувство неадекватности.

Ноги.Длинные ноги означают потребность в независимости. Крупные ступни подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

ИнтерпретацияII (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики,выявление ивдивидуально-типологических особенностей человека.

Материал,карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция: «Нарисуй свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количе­ственные показатели изображения.

Обработка результатов теста«Автопортрет»

Источник

Читайте также:  Современный интерьер удобный дом
Оцените статью
HQarch