Баптистерий православных в равенне интерьер

БАПТИСТЕРИЙ

[греч. βαπτιστήριον, лат. baptisterium], здание, помещение или его часть с водоемом (см. Купель) для совершения таинства Крещения. В античную эпоху термин «Б.» являлся одним из названий бассейна для плавания (от греч. βαπτίζω, лат. baptizare — погружаться под воду, см.: Плиний Мл. Письма. II.xvii.11).

Начиная с эпохи св. имп. Константина Великого в связи с резким ростом числа желающих принять Крещение появляется множество больших, тщательно оформленных, отдельно стоящих Б., к-рые стали важным элементом в системе христ. архитектуры и в церковной топографии раннехрист. города.

Первое известное отдельно стоящее здание Б. было возведено как часть Латеранского епископского комплекса в Риме при имп. Константине. Это была большая октагональная структура с богатой отделкой в интерьере. Согласно описанию Liber pontificalis, имп. Константин заказал для него купель из порфира, выложенную серебром, на центральной колонне к-рой крепилась большая золотая лампада. На краю купели были расположены изваянные из золота Агнец, скульптурные изображения Христа и св. Иоанна Крестителя высотой ок. 1,5 м, а также 7 серебряных водометов в виде фигур оленей (ассоциации с Пс 41. 1). Ранний Б., построенный папой Сикстом III, сохранился в Милане. Это октагональная пристройка (ц. Сант-Акуилино) к ц. Сан-Лоренцо, украшенная великолепными мозаиками. В кон. IV-V в. подобный план Б. был наиболее распространенным, что связывают с особыми нумерологическими представлениями поздней античности и раннего христианства. Образцами ранних Б. могут служить 2 отдельно стоящие Б. в Равенне (т. н. Православный, или Б. Неониана, ок. 400-450, и Арианский Б., кон. V в.), имеющие сводчатые купола с мозаикой, центральная сцена к-рой — композиция «Крещение». Др. многоугольные в плане Б. V в. известны в Аквилее, Градо (собор св. Евфимия и ц. Сан-Джованни) и Альбенге, все они были украшены мозаиками. Не сохранившийся Б. в Чимитиле-Нола можно представить благодаря описанию Паулина Ноланского.

Читайте также:  Шторы бежевого цвета в комнату интерьер

На Востоке и в Сев. Африке особенно роскошными Б. отличались центры паломничеств (октагональный при базилике св. Иоанна в Эфесе ?; в мон-ре св. Симеона в Калъат-Симъан, кон. V — нач VI в., в Алахан-манастыр и в Абу-Мина, кон. V в., и др.).

На Западе судьба Б. особенно резко изменилась в связи с разделением таинств Крещения и конфирмации детей. В ср. века отдельные Б. продолжали по традиции строить в Италии и отчасти в Англии и Франции (самый известный — ц. Сен-Жан в Пуатье — был построен в галло-рим. период, позже служил капеллой аббатства и приходской церковью). При Меровингах Б. возводили при мн. церквах-мартириях, причем использовали различные планы (крестообразные, трифолийные, октагональные, круглые). К XIII в. традиция совершения таинства Крещения в праздник Пасхи была утрачена, и Б. как особый массовый архитектурный тип исчезает. Только в Италии (Флоренция, Пиза и др. города) в XII-XIII вв. продолжают возводить совершенные в архитектурном отношении, отличающиеся роскошным убранством Б.

Росписи Б.

Наиболее ранние дошедшие до нас фрески в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250). В аркосолии под киворием, где находилась купель, изображен Добрый Пастырь, одна из самых распространенных в раннехрист. искусстве композиций, на стене — «Жены-мироносицы у гроба Господня» (в белых одеждах, с сосудами и горящими факелами в руках идут ко гробу Господню, изображенному в виде прямоугольного здания с двускатной кровлей, над к-рым 2 звезды). Фрагментарно сохранились сцены «Исцеление расслабленного», «Христос и ап. Петр, идущие по водам» и «Самарянка у колодца Иакова». Потолок был расписан звездами по синему фону. Предполагается, что Крещение могло совершаться и в катакомбах (П. Бурже). На это, в частности, указывает тематика росписей — напр., «Беседа Христа с самарянкой» в кубикуле F в катакомбах на Виа Латина, сер. IV в.

Строительство отдельных зданий Б. способствовало разработке программы их росписи, раскрывавшей сотериологический смысл таинства и его триумфальный характер. Возможно, в IV в. в Б. при Латеранской базилике в Риме впервые появляется ставшая традиц. для этих сооружений композиция «Крещение». Украшенная мозаикой купель Б. из Келибии (Тунис), IV в., в символических формах представляет тот же сюжет: в верхнем поясе росписи на внутренней стенке бассейна в виде квадрифолия изображен голубь, увенчанный крестом, от его клюва исходят 3 луча, ниже — рыба, над к-рой знак «анх» между буквами Α и Ω — символическое изображение Христа. От V в. дошло неск. памятников, свидетельствующих о разработке программы росписи Б. Фрагментарно сохранившиеся мозаики купола Б. ц. Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе, сер. V в., представляют процессию из 8 мучеников (в барабане) и сцены евангельских чудес (в своде купола — композиция «Брак в Кане Галилейской»). Полностью сохранившееся внутреннее убранство Православного Б. в Равенне, сер. V в.,- пример сочетания мозаической декорации и скульптурного декора, отличающегося богатством и изяществом форм. Роспись покрывает купол и верхнюю часть стен, ярус окон оформлен мраморными табернаклями с рельефными изображениями святых, поверхности стен в нижней части заполнены орнаментом в виде вьющейся лозы, образующей медальоны, где помещены в рост фигуры пророков. Роспись купола делится на 3 регистра: в центре — медальон с композицией «Крещение», вокруг медальона — 12 апостолов, ниже — регистр с изображением архитектурных форм, в к-рых помещены престолы с раскрытыми на них книгами и «Этимасия». Апостолы, облаченные в белые и золотые одежды, держат в руках драгоценные венцы, они помещены на глубоком темно-синем фоне среди пальм — образ рая. Роспись купола, отражаясь в бассейне, устроенном в центре крещальни, соединяет таинство, совершающееся в купели, и евангельское событие, положившее начало таинству Крещения. В VI в. эта схема росписи в упрощенном варианте была повторена в куполе Арианского Б. в Равенне.

Источник

Баптистерий Неона или Баптистерий православных. Крещение Иисуса

Древнейшее сохранившееся здание Равенны и один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики, был воздвигнут на фундаменте римских терм на рубеже 4-5 веков. Дату его создания связывают с правлением епископа Равенны Урса.

Этот баптистерий в Равенне претерпел интересные метаморфозы. И потому, что этот храм не так просто понять сходу я решила немного исследовать, вооружившись историческим материалом, связав его с мозаикой и формой баптистерия (архитектура сходна с другим православным баптистерием).

Баптистерий Неона или баптистерий православных был возведен на развалинах римских бань в 4-5 веках. Название «баптистерий православных» храм получил, чтобы отличаться от другого баптистерия Равенны — Арианского. Второе имя баптистерию дали по имени епископа Неона, при котором и были выполнены изумительные внутренние мозаики 5 века.

Подкупольная мозаика

Превосходно сохранились мозаики с изображением сцены Крещения Христа и апостолов. Имеено сцена крещения Христа Иоанном Крестителем вызывает бОльший интерес и желание разобраться в деталях.

Тут тоже, как и других равеннских мозаиках 6 века — процессия. Изображены 12 апостолов, идущие с венцами (кроме апостолов Петра с ключами и Павла со свитком) к престолу уготованномую Интересно, что часть из них изображена по часовой стрелке, часть — против часовой. Так, два апостола напротив престола оказываются спиной друг к другу. Не знаю, что было в этой позиции мозаичиста или заказчика мозаики.

Фигуры апостолов разделены пальмами. Но главное в этой круговой подкупольной мозаики — изображение Иисуса Христа. Крещение в водах Иордана, где очевидно, воплощена доктрина ариан, что Иисус — сын Божий, но в человеческом теле, изображённый в человеческой наготе. После принятия христианским Востоком в 4–5 вв. праздника Рождества Христова смысл праздника Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане.

Крещение — всегда инициация. Обряд омовения водой, как ритуал магического омовения знали и совершали все христиане после Христа. Ещё у древних зороастрийцев ритуал омовения водой означал изгнание бесов из тела. Древними христианами считалось, что обряд крещения потенциально открывает врата в «царствие небесное», это своего рода дарование надежды на путь в рай. Инициируемый получает ключи, так как Святой Дух снисходит в человека, и тот становится окрещён, вооружён христанской верой в жизнь вечную и спасение после смерти.

Мы видим Спасителя, святого Иоанна Крестителя и олицетворение реки Иордан в виде выходящего из воды старца, держащего в руке зеленый болотный тростник. Но если крещение — это очищение человека от греха, для чего нужно было креститься Господу Иисусу Христу, который не имел в себе никакого греха? Приняв от Иоанна крещение, Христос, очевидно, тем самым выразил смирение, а также своё единение с людьми, грехи которых брал на себя. Кроме того, сойдя в Иордан, Он освятил собой естество воды и положил основание христианского таинства крещения.

А тут уже смыслы, символы. Крещение Господне, как считают богословы, подводит черту под многовековым периодом истории Древнего Израиля и знаменует вступление человечества в Царство Божие, которое Спаситель принес на землю. Из Писания мы знаем, что сразу после Крещения происходит первое публичное исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим: «когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение». (Мк 1:10–11).

В этом крещении нагого Иисуса арианцы в мозаике совершенно точно подчёркивают тварность Иисуса Христа, что он был человеком. И удивительна персонификация реки Иордан — в мозаике мы видим реку в образе обнажённого старца, сидящего на берегу. А какая палитра цветов и оттенков, какая прозрачная пелена, укрывающая наготу Иисуса! Искусство мастеров мозаичистов 5–6 вв. просто восхищает.

Любоваться можно бесконечно видами обрамленных райскими садами и жертвенниками, на которой помещено Евангелие. И здесь тоже ритмичные музыкальные шаги.

В отделке стен под куполом, подвесках и арках над трехстолпными окнами можно увидеть растительные и зооморфные декоративные элементы, в том числе кантары, из которых рождаются виноградные побеги, спирали аканта и павлины, все символы вечной жизни, где искупительной божественной благодатью было спасение.

Благодарю за внимание. С уважением, Татьяна Уайт.

Источник

Оцените статью
HQarch