Эпоха кризиса в зеркале идеологического романа достоевского

2. Эпоха, изображённая в романе

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше так широко он не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорблённых людей, петербургской бедноты, бесчеловечье и жестокость современной ему жизни.

Роман вырос на основе глубоких раздумий автора над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересует прежде всего нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 г. и последующим разгулом капиталистического хищничества.

«Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними, — писал В.И. Ленин, — По случаю «освобождения», от крестьянской земли отрезали в черноземных губерниях свыше 1/5 части. В некоторых губерниях отрезали, отняли у крестьян до 1/3 и даже 1/5 крестьянской земли. По случаю «освобождения», крестьянские земли отмежёвывали от помещичьих так, что крестьяне переселялись на «песочек», а помещичьи земли клинком вгонялись в крестьянские, чтобы легче было благородным дворянам кабалить крестьян и сдавать им землю за ростовщические цены. По случаю «освобождения», крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причём содрали вдвое и втрое выше действительной цены на землю. Вся вообще «эпоха реформ» 60-х годов оставила крестьян нищими, забитыми, тёмными, подчинёнными помещикам – крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве».

«Великая реформа» была крепостнической реформой и не могла быть иной, ибо её проводили крепостники. Какая же сила заставила их взяться за реформу? Сила экономического развития, втягивавшая Россию на путь капитализма. Помещики – крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйства. Крымская война показала гнилость и бессилие крепостнической России. Крестьянские бунты, возрастая с каждым десятилетием, перед «освобождением» заставили первого помещика Александра Второго признать, что лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, пока свергнут их снизу. «Крестьянская реформа» была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Содержание крестьянской реформы было буржуазное, и это содержание выступало наружу тем самым сильнее, чем меньше урезывались крестьянские земли, чем полнее отделялись они от помещичьих, чем ниже был размер дани крепостникам (т.е. «выкупа»), чем свободнее от влияния и от давления крепостников устраивались крестьяне той или иной местности. Поскольку крестьянин вырывался из-под власти крепостника, постольку он становился под власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывались в зависимости от нарождающегося капитала. И после 61 года развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершились превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». (Ленин, Полн. собр. соч., том 20, стр. 173 – 174).

Читайте также:  Зеркала для мотоциклов чоппер

В самом романе мы находим множество указаний на эти факты из окружающей жизни, которые воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой жизни.

Вместе с социально – экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм без «национального богатства», несущий вражду, хаос Лужиных, Свидригайловых. «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стёрлись определение и границы добра и зла…Разложение – главная видимая мысль романа», — писал Достоевский в черновых тетрадях к своему предпоследнему роману «Подросток» (ПСС, 16, стр. 1, 17) .Но эти слова можно отнести и к роману «Преступление и наказание».

Падение нравственности, рост преступности составляют основной мотив «Преступления и наказания». Стремясь придать произведению характер животрепещущей современности, Достоевский развёртывает свой замысел на фоне главных идей и фактов своего времени. С начала 60-х годов XIX века процесс капиталистического накопления ускоряется, усиливается контраст бедности и богатства. Неизбежным спутником капитализма оказался рост преступности, проституции и пьянства.

Роман «Преступление и наказание» — это роман большого города XIX века. Фон капиталистической столицы предопределяет здесь характер конфликтов и драм. Распивочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, квартиры ростовщиков, улицы, мансарды студентов, закоулки, дворы, задворки, Сенная и «канава» — всё это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова и намечает этапы его сложной внутренней борьбы. В романе внутренняя драма своеобразным приёмом вынесена на людские улицы и площади Петербурга. Действие всё время перебрасывается из узких и низких комнат в шум столичных кварталов. На улице приносит себя в жертву Соня, здесь замертво падает Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте, перед каланчой, застреливается Свидригайлов, на Сенной площади кается всенародно Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы, горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины XIX века вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта.

Читайте также:  Во что вставляется зеркало

С большой щедростью Достоевский в романе развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество в его чиновниках, помещиках, студентах, ростовщиках, стряпчих, кабатчиках, сводницах, полицейских и каторжниках. Это – целый мир сословных и профессиональных типов, закономерно включённый в историю одного идеологического убийства.

Рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, увеличение преступности, проституции и многие другие явления пореформенной действительности широко обсуждались в середине 1860-х годов, когда Достоевский работал над романом, на страницах русских газет и журналов. Например, «Голос» писал 18 марта 1860 г: «Бедность с каждым днём развивается, особенно в чиновничьей среде: бедных этого класса не может удовлетворить ни «человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты… Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голос» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обременённого семейством и получающего 100-150 рублей в год пенсии, то вдова чиновника или офицера с 3-4 детьми, получающими ещё меньше, то жены, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких средств…»

Эта правда жизни нашла широкое отражение в романе «Преступление и наказание» в судьбах двух семейств – Мармеладовых и Раскольникова. Бедствия и страдания городских низов в 60-е годы XIX века, развитие капитализма, ставившее одних — в «тварей дрожащих», других – в положение «властелинов», Наполеонов, которым «всё позволено», и получили своеобразное отражение в романе Достоевского, определили его проблематику.

Впервые в русской литературе Достоевский так широко и глубоко поставил вопрос о страшном порождении города – о проституции. Тема проституции была одной из самых злободневных в современной Достоевскому публицистике, которая утверждала, что бедность и нищета были главными причинами «падения» женщин. «Нередко даже мать продаёт в разврат свою дочь из-за гнетущей бедности». Рост нищеты городских низов в пореформенной России вёл к систематическому увеличению преступности. Уголовная хроника на страницах петербургских газет ежедневно пестрела сообщениями о новых преступлениях из-за бедности и нищеты. Сам Достоевский говорил, что в основу этого романа легли факты из уголовной хроники. Например, Достоевский, по всей вероятности, обратил внимание на процесс Герасима Чистова, происходивший в Москве в августе 1865 г., и процесс этот мог дать толчок его художественному воображению. Купеческий сын Герасим Чистов, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в предумышленном убийстве в Москве, в январе 1865 г., двух старух – кухарки и прачки — с целью ограбления их хозяйки. Преступление было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были найдены в разных комнатах, в лужах крови. В квартире были разбросаны вещи, вынутые из железного сундука, откуда были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Как сообщали петербургские газеты, старухи были убиты порознь, в разных комнатах, и без сопротивления с их стороны одним и тем же орудием, — посредством нанесения многих ран, по-видимому, топором» («Голос», 1865г, 7 – 13 октября, № 247-253).

В «Преступлении и наказании» студент в бильярдной, как бы «подогревая» замысел Раскольникова, переводит проблему денег и капитала в новый план — в право на обладание деньгами для справедливого распределения народного богатства. «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленные на дорогу, десятки семейств, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц – всё это на её деньги».

Рисуя в «Преступлении и наказании» картины жизни и нищеты, бесправия столичных низов, Достоевский во многом опирался на очерковый материал 60-х годов XIX века. Достоевский понимал, что повседневная, будничная жизнь буржуазного города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и вызывает к жизни в мозгу людей различного рода фантастические «идеи» и идеологические иллюзии.

Источник

«Эпоха изображенная в романе «Преступление и наказание»»

Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие не менее важные изменения в обществе. Во-первых, Россия окончательно встала на капиталистические рельсы развития. Она очень быстро стала переходить от одной модели общества к другой. Но скорость перехода оказалась слишком высока, чтобы не произвести побочных эффектов. Ведь Россия делала за десятилетие то, на что многим странам Европы требовались века. Причем наша и без того шаткая экономика претерпела очередной кризис.

Все это породило огромную волну безработицы, проституции и пьянства. Проблема «трезвости» приобрела общегосударственное значение. В апреле 1865 года в Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками в целях ограничения их «излишнего потребления в народе». Большинство писателей того времени, так или иначе, затрагивали эту проблему. Федор Михайлович Достоевский наиболее остро поставил ее в произведении «Преступление и наказание».

Одна из сюжетных линий этого романа имела прототип отдельное произведение. Оно называлось «Пьяненькие» и было включено только в третью редакцию. Первые две редакции «Преступления и наказания» планировались просто как «психологический отчет одного преступления». Молодой человек мещанского происхождения не имел твердых понятий и идеалов, считал, что, совершив «небольшое» преступление, он без труда окупит его будущими благодеяниями. Но тяга к добру и справедливости восторжествовала в его характере, и он сам, добровольно, пошел раскаиваться. Это и составляло «идейный скелет» романа. Но замысел постепенно изменяется, и преступник переходит от идей «убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел» к «идее Наполеона» идее «власти ради власти», причем, не отказываясь полностью от первой. Раскол, произошедший в душе Родиона Раскольникова, заметен на всем протяжении повествования.

В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная, загадочная личность. И все герои занимаются разгадкой тайны этого человека, к примеру, князя Мышкина в «Идиоте». Все лица и события в «Преступлении и наказании» располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него. Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу же привлекает к себе внимание. Писатель часто включает в монологи Раскольникова описания его состояния (обычно крайне возбужденного), подчеркивая тем самым дисгармонию в его душе. Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово — «вдруг» встречается на страницах романа около 560 раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик-Миколка засек насмерть свою лошадь, а «он» — семилетний мальчик — это увидел, и ему стало до слез жалко «бедную лошадку». Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает «из петли топор» (сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем цеплялся топор) и бьет ее «по темени», но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает «бить старуху по голове», но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию.

Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету — ее сестру, кроткую и тихую женщину, — острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. «Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора». Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа «семь» и «одиннадцать», как бы преследующие Раскольникова.

Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом … Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Даже образ Петербурга, созданный за счет нескольких коротких описаний, оказывается поразительно живым, непосредственно взаимодействующим с главным героем.

Возвращаясь к замыслу «Преступления и наказания», я хочу отметить, что одной из основных линий романа стала полемика с Чернышевским, с его теорией «разумного эгоизма». Достоевский открыто отрицал ее. Для этого он включил в эпилог третий сон Раскольникова. В нем трихины эгоизма поражают весь мир, «как чума», отчего люди становятся «бесноватыми, сумасшедшими», но считают себя «умными и непоколебимыми в истине». Начинаются страшные бедствия из-за непонимания между людьми. «Все и все погибает». Спастись могут «только несколько человек» «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Эти избранные, очевидно, люди глубокой веры, такие как Соня, которая является воплощением духовности в произведении. В этом сне Достоевский указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех норм, понятий, всех критериев добра и зла.

Источник

Оцените статью
HQarch