Эриксен вигилиус портрет екатерины ii перед зеркалом

Эриксен вигилиус портрет екатерины ii перед зеркалом

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция онлайн

Портрет Екатерины II перед зеркалом

Уменьшенное повторение портрета (1762; ГЭ). 1779

Пост.: 1926 из ГЭ; ранее – Романовская галерея Зимнего дворца

  • Экспонирование Михайловский замок Открыть панораму зала в виртуальном туре
    Зал 250. Покои Протасовой. «Галерея Романовых»
  • Период XVIII век
  • Категория Портрет
  • Ключевые слова Эпоха Екатерины II (1762-1796) | парный портрет | женский портрет | Романовы | императоры | прически | Романовская галерея (Эрмитаж) | украшения, ювелирные украшения | монархические регалии | ордена и медали
  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
    • ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ в стране и мире

    Поделиться

    Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещённого абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге «Династия Романовых». 2017. С. 229.

    Изображена с орденом св. Андрея Первозванного (лента, звезда и крест).

    Повторение меньшего размера – Китайский дворец (Ораниенбаум).

    Гравирован (по плечи) А. Радигом (1768), И. М. Стоком, Е. Хенне и др. (cм.: Ровинский. Портреты, т. 2, стб 785–786).

    Источник

    Вигилиус Эриксен

    Вигилиус Эриксен (1722-1782)

    Из скандинавских портретистов, работавших в России, самым популярным был датчанин Вигилиус Эриксен (1722—1782).

    Эриксен родился в Копенгагене, где учился у Н.-С. Валя. До 1750 года он работал на родине. Пятнадцать лет, с 1757 по 1772 год, художник жил и творил в Петербурге. Он прибыл ко двору Елизаветы Петровны, чей портрет его работы сохранился в Екатерининском дворце Царского села. С восшествием на престол Екатерины II Эриксен был назначен придворным живописцем и добился скорого преуспеяния. Его репутация при императорском дворе была чрезвычайно высока.

    Якоб Штелин в своих записках засвидетельствовал: «С начала правления Ее величества императрицы Екатерины II Эриксен содержался как первый придворный живописец. Он никогда не состоял на жалованье, а заставлял оплачивать каждую картину особо и с избытком. Его ежегодный заработок только при дворе оценивался в 5 тысяч рублей. С 1766 года он не пишет почти ничего, кроме кавалеров и дам в их парадном облачении. Весной 1769 года — самый похожий и самый прекрасный портрет императрицы пастелью. Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена. Он написал также много портретов частных лиц, все одинаково хорошо, в превосходном колорите и мягкой кистью» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. Т.1. — М., 1990. С. 83, 85.).

    Мастер парадного репрезентативного портрета, Эриксен — типичный придворный живописец. Постоянная модель художника — Екатерина II, он написал не менее 30 портретов императрицы в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Августейшей заказчице весьма нравились искательные портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить. О своем придворном художнике Екатерина II писала хвалебные письма барону М. Гримму.

    В одном из ранних портретов императрицы Эриксен запечатлел ее на коне (Портрет Екатерины II верхом. После 1762. ГЭ). Произведение было признано столь удачным, что неоднократно повторялось самим художником как в большом, так и в уменьшенном вариантах.

    Большой успех выпал также на долю «Портрета Екатерины II перед зеркалом» (Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) и «Портрета Екатерины II в трауре» (1762. ГТГ) . В Петергофском дворце сохранился портрет Екатерины II перед секретером (Между 1762 и 1764 гг. Музей-заповедник «Петергоф»). Известны и камерные изображения императрицы: в профиль (до 1762. ГЭ), а также выдержанный в «русском» стиле «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике» (1769—1772. ГЭ).

    Значительное место занимают в творчестве Эриксена портреты наследника престола Павла Петровича (Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Около 1766. ГЭ). Датский портретист также живописал и великосветских особ, приближенных Екатерины II. Он портретировал царского фаворита Г. Г. Орлова (Около 1765. ГТГ), графа Панина, обер-гофмаршала графа Сиверса, вице-канцлера князя Голицына (1764. ГТГ) и других. Полотна его кисти считались высокопрестижными и охотно покупались за огромные деньги.

    С 1766 года художник работал над изображениями участников костюмированных придворных соревнований, так называемой карусели. Он создал два огромных портрета — Григория Орлова в виде «римского воина» и Алексея Орлова в «костюме сарацина» (1766—1772. ГЭ). Среди работ Эриксена есть необычный, полуэтнографический «Портрет столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1771. ГРМ).

    Творчество художника отмечено переплетением черт барокко, рококо и классицизма. Портреты Эриксена картинны по своим размерам и характеру композиции. Они мастеровиты, изысканны и нарядны. Эриксен искусно работал в редкой для русских мастеров технике пастели. В ней выполнены упомянутое Я. Штелиным изображение Екатерины II и первый погрудный вариант «Столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1768, ГТГ).

    Высокая живописная техника, присущая художнику, оказала прямое влияние, как считает большинство исследователей, на Ф. С. Рокотова в ранний петербургский период его творчества. Молодой Рокотов почерпнул у датского мастера легкость и лессировочную прозрачность мазка.

    В 1772 году Эриксен ухал на родину, увезя большое число своих произведений. Часть из них Екатерина II впоследствии выкупила у него. В Дании Эриксен стал придворным художником королевы Юлианы. Он умер в Копенгагене в 1782 году.

    Источник

    Великие художники

    Портрет Екатерины II перед зеркалом

    Виргилиус Эриксен «Портрет Екатерины II перед зеркалом», 1762 — 1764

    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    С именем Екатерины Великой, правившей страной на протяжении 34 лет, связана вся история России второй половины XVIII века. Кроме того, она была одним из самых сильных и успешных монархов Европы своего времени. Идеалом, героем и примером государственного деятеля для Екатерины был Петр I. Она постоянно провозглашала себя продолжательницей его дела, что означало проведение во внешней и внутренней политике его курса на создание империи с сильной центральной властью, развитой экономикой и активной внешней политикой.

    Иконография Екатерины II чрезвычайно обширна, даже если ограничить её только живописными произведениями. Представленные на выставке портреты дают возможность проследить, как искусно императрица использовала их для прославления не только собственной персоны, но государственных идей и грандиозных политических проектов.

    Одно из наиболее эффектных изображений Екатерины – портрет «Екатерина II перед зеркалом». Перед нами очаровательная светская дама и полноправная императрица с голубой андреевской лентой через плечо. Её твердый, непреклонный профиль отчеканен в зеркале, как на монете. Жест правой руки красноречиво направлен на символы власти – корону, скипетр и державу, отражение которых поблескивает в зеркале, как будто удваивая силу их воздействия.

    Источник

    Вигилиус Эриксен
    Картины и биография

    Вигилиус Эриксен – датский живописец при российском императорском дворе. Родился художник в 1722 году в Копенгагене. Изобразительному искусству учился у Н.С. Валя, работал преимущественно на родине, в Дании. В 1757 году художник прибыл в Петербург ко двору Елизаветы Петровны. Портрет самой веселой русской императрицы работы Вигилиуса хранится в Екатерининском дворце Царского села.

    С восшествием на престол Екатерины II Вигилиус Эриксен был назначен придворным живописцем. Репутация художника при императорском дворе была чрезвычайно высока. Он написал не менее тридцати портретов императрицы Екатерины II в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Августейшей особе весьма нравились портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить.

    В одном из ранних портретов императрицы Эриксен запечатлел ее на коне (Конный портрет Екатерины Великой, 1762, Тронный зал Большого Петергофского дворца). На портрете Екатерина изображена верхом на коне Бриллианте в мундире полковника Преображенского полка («Поход на Петергоф»). Картина Вигилиуса Эриксена фиксирует исторический момент переворота 29 июня 1762 года, когда Екатерина была провозглашена императрицей. Произведение было признано столь удачным, что было повторено художником, два авторских повторения картины находятся в Государственном Эрмитаже и московской Оружейной палате.

    Источник

    Читайте также:  Телевизор вмонтированный в зеркало
Оцените статью
HQarch