Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования
Юлия Воробкало
Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования
В роли движущей силы становления и развития личности выступает предметно — пространственная среда, являющаяся составной частью развивающей среды дошкольного детства. Она способствует формированию разносторонних особенностей. Предметно — развивающая среда образует благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для проведения различных исследований, опытов и экспериментирования. В познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Публикация «Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования» размещена в разделах
Предметно – развивающая среда для исследования, экспериментов и опытов должна быть:
— обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
— среда даёт возможность выбора детьми материалов;
— в группе должны быть в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления, в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
— безопасность предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира
В этом возрасте детям интересно все.
Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства — (мягкий — твердый, гладкий — шероховатый, холодный — теплый и др.).
Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются : лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода, зеркала, бросовый материал шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, развиваются любознательными и самостоятельными.
Оборудование и материалы для проведения игр в экспериментальной деятельности :
• книги познавательного характера для младшего возраста
• тематические альбомы: фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда
• наборы: семена разных растений, шишки, камешки, ракушки (крупных размеров, коллекции — «Ткани», «Бумага», песок, глина, семена бобов, фасоли, гороха
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
• воронки, трубочки, соломинки, поролоновые губки, щетки
• предметы для игры с тенями
• пищевые красители и непищевые красители (гуашь, акварельные краски и др.)
• зеркала, стекла разного цвета
• материалы для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри
• Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды разных размеров, зеркальце для игры с «солнечным зайчиком»
• «бросовый материал» : : веревки, шнурки, тесьма, нитки, вата, разноцветные прищепки
• «Погремушки», «Звонкие бутылочки»
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные
• карточки и схемы проведения экспериментов
• детские халаты, фартуки
Можно провести игры-эксперименты такие как :
«Изготовление цветных льдинок»
«Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком»
«Надувание мыльных пузырей»
«Глина, ее качества и свойства», «Бумага и ее качества»
Средний дошкольный возраст.
Оборудование и материалы для проведения игр, опытов и экспериментов :
•Ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, исследования (набор мерных стаканчиков и пробирок разного размера, лабораторные контейнеры).
•Телескопический стаканчик с крышкой.
•Коктейльные трубочки (соломинки) для выдувания (в индивидуальной упаковке).
•Набор из двух зеркал для опытов с симметрией для исследования отражательного эффекта.
•Магниты, мелкие металлические предметы.
•Увеличительное стекло, Стёкла разных цветов
•Рычажные весы с объёмными чашами и комплектом гирь.
•Иллюстрированная картотека опытов и экспериментов (можно детские книги с опытами).
•Вертушки (для опытов с воздушными потоками).
• Иллюстрации с изображением: растений, животных и птиц, приролных явлений, видов сезонного труда и отдыха.
•Муляжи овощей, фруктов и грибов (по сезону).
•Животные леса, животные жарких и холодных стран.
•Дидактические игры на природоведческую тематику.
•Библиотека познавательной природоведческой литературы (художественная литература, энциклопедии, детский атлас).
•Различные коллекции (камни, ракушки, семена и др.).
•Календарь природы (погоды) с набором карточек.
• «Зимний огород» на окне для проращивания луковиц и семян.
•Цветущие комнатные растения (3-4 вида)
•Инвентарь для ухода за растениями (лейки, палочки, тряпочки и др.)
•Защитная одежда (фартук, нарукавники).
Рекомендуемые опыты – эксперименты :
Темы: «Как вода отражает предметы?».
«Как окрасить воду?», «Как сделать цветные льдинки».
«Какие особенности у тёплой и холодной воды?».
«Как покрасить песок?», «Как сравнить влажный песок и влажную глину?»
Старший дошкольный возраст
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
•мини – музей — тематика различна, например:
» Часы бывают разные:», «Изделия из камня».
•материалы распределены по разделам : «Песок, глина, вода», «Звук», •»Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ;
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, дерево, пробки и т. д. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• прочие материалы: зеркало, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
•половинки мыльниц, формы для льда
• проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
• мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
•личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
•персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Рекомендуемые опыты и эксперименты
«Песочный конус», «Свойства мокрого песка», «Где вода?», «Ветер и песок», «Песочные часы», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Дыхание растений», «Солнечный свет и тепло в жизни растений», «Вода источник жизни», «Рисование цветной водой на снегу», исследования почвы в разное время года, и другое.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда Приглашаю вас в гости в нашу группу! Давно хотела выложить фотографии нашей группы, но всё откладывала то одно не доделала, то другое.
Оформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группы Не секрет, что все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому так важно создать условия, которые.
Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада Детский сад «Филиппок», в котором я работаю более 20 лет, имеет славную более чем полувековую историю, а менее двух лет назад мы открылись.
Предметно-развивающая среда группы «Центр экспериментирования. Лаборатория Фиксиков» Предметно-развивающая среда группы «Центр экспериментирования» – «Лаборатория Фиксиков». В нашей группе создан «Центр экспериментирования».
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.
Предметно-развивающая среда в старших группах детского сада Воспитатель Щепкина Т. В Предметно-развивающая среда в д/саду. Среда — развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических,.
Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада В нашей дошкольной образовательной организации каждый педагог старается сделать все возможное, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность.
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок экспериментирования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались.
Источник