Описание интерьера в романах достоевского

Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Комната Раскольникова

Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

Читайте также:  Стиль ретро в интерьере дачи

Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:

Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:

Комната Сони Мармеладовой

Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.

Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.

Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:

Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

Квартира Мармеладовых

Глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету в съемной квартире где проживает Мармеладов, его 30-летняя супруга Катерина Ивановна и трое ее малолетних детей от первого брака. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

Квартира старухи-процентщицы

Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:

Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:

В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:

Номер Свидригайлова

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

Квартира следователя Порфирий Петровича

Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:

Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:

Кабинет Порфирия Петровича

Лестницы

Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:

Источник

Интерьеры в романе Преступление и наказание (Роль описания интерьера) сочинение

Интерьер каждого героя из романа «Преступление и наказание» олицетворяет их жизнь и душевное состояние. На протяжении всего романа интерьер является неотъемлемой частью герой произведения.

Так комната приятного персонажа Раскольникова представлена в виде маленькой коморки с очень низкими потолками. Обои на стенах желтого цвета, что само по себе должно означать радость и солнечное настроение, но не в этом случае. Обои давно выцвели и стали блеклого цвета, а в некоторых местах даже уже и ободрались. Стены деревянные и сколочены, так что похоже больше на коробку, чем на жилье. Дополняет всю эту печальную картину огромный слой пыли на тетрадках и книгах. Из мебели у Раскольникова старая софа и стулья, а так же маленький столик.

Полной противоположностью представлена комната процентщицы. В ней все аккуратно, хорошая мебель и от чистоты все блестит. Достоевский хотел выделить именно ее комнату, ведь это была старая, вредная и злая женщина. Федор Михайлович выделял ее как особенную, ведь остальные жилища героев были очень бедные и грязные.

Нищета хозяев комнат отображается на интерьере, все мрачное и облезлое. Комнатки давят на хозяина своими стенами и потолком, словно пытаются выгнать их на улицу. Очень мрачный и бедный интерьер заставляет чувствовать себя неудобно в родном жилище.

Комната Сони Мармеладовой тоже выполнена в желтом цвете, она также уже давно выцвела и облезла. Хоть комната девушки довольно большая, но уюта в ней совсем нет. Комната Сони отображает ее душевное состояние и подавленность, девушке приходится себя продавать, чтобы помочь своей семье. В некоторых местах обои уже давно отстали, а по углам от сырости появилась плесень.

Нищета наблюдается во всем доме Мармеладовых, мебель вся старая и ободранная, по дому разбросаны вещи и валяется старое порванное постельное белье. Стол настолько старый, что уже даже не видно, что он когда-то был покрашен. В доме стоят огарки свечей, которые вот-вот перегорят, и наступит тьма.

Лестницы в домах тоже очень грязные и мрачные. Много действий в романе проходит на лестницах. И соседи стоят, ждут смерти своего соседа на лестницы, много разговоров на ней прошло.

Почти во всех интерьерах в романе «Преступление и наказание» преобладает желтый цвет, но он совсем не отражает радость и благополучие. В романе Достоевского наоборот показан выцветший и блеклый цвет вместе с ним увядает жизнь в хозяевах комнат.

2 вариант

В романе «Преступление и наказание» особое место отводится на символическое значение интерьера, в качестве олицетворения жизни, а также душевного состояния каждого из героев.

К примеру, комната, главного героя произведения Родиона Раскольникова, показана автором, как небольшая коморка с невысоким потолком. Стены, с обоями желтого цвета, должны были означать радостное настроение, но не в данной ситуации. Эти обои имеют выцветший и блеклый цвет, они уже еле держатся, поэтому стали ободранные в нескольких местах. В комнате Родиона стены были деревянными, сколоченными, все это больше походило на обыкновенную коробку, чем на человеческое жилье. Нельзя забывать и про слой пыли, лежащий на книгах и тетрадях. У Раскольникова было совсем мало мебели: стулья, очень старая софа и малюсенький столик.

Совершенно иначе выглядела комната старухи-процентщицы: вещи лежащие на своих местах, красивая и добротная мебель и чистота. Достоевский активно выделяет именно ее комнату, так как эта женщина была очень старой, злой, а также вредной. Писатель акцентирует на ней свое внимание, потому что жилье других героев было грязным и невероятно бедным.

Мрачность и облезлость помещения ярко отражает бедность и даже нищету главных героев. Интерьер комнат очень давит на своих хозяев собственными стенами и потолками, он как будто пытается выселить их из своего дома. Люди чувствуют себя неуютно и неудобно в родном жилье из-за мрачного и невероятно бедного интерьера.

Интерьер комнаты Сонечки Мармеладовой, как и комната Родиона, выполнен в желтом оттенке, этот цвет тоже очень давно выцвел, а обои стали облезать. Ее комната достаточно большая, однако домашний уют и тепло в ней отсутствуют. У Мармеладовой очень подавлено душевное состояние, она вынуждена торговать собственным телом, для того чтобы материально помочь своей семье. В углах в ее комнате много плесени, а обои отстают от стены.

Мы видим нищету абсолютно во всем интерьере дома Мармеладовых. Так, мебель у них очень старая и сильно ободранная, везде валяются вещи и разорванное постельное белье. Краска на столе отсутствует уже много лет. В их доме очень много огарков от свечей, кажется, что они еще чуть-чуть и полностью сгорят и в помещении будет полный мрак.

Нельзя не упомянуть про лестницы в домах и их огромное значение для романа. Достоевский говорит нам, что они там очень грязные и темные. Большое количество действий происходит именно на них.

В интерьере романа особая роль отводится желтому цвету, который должен нести благополучие и радость в семьи, но Федор Михайлович показывает нам именно его выцветшим и блеклым, что означает увядание жизни хозяев комнат.

Также читают:

Картинка к сочинению Интерьеры в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Мечты – это некое абстрактное понятие, которое характеризует собой совокупность человеческих стремлений и желаний, которые зачастую обусловлены тем, чего он лишён. Так бедный будет мечтать о богатстве, богатый о здоровье

Повесть В. Железникова «Чучело» рассказывает о шестикласснице Лене, которая в столь юном возрасте узнала, что такое злоба, безразличие, малодушие и предательство людей, и о том, какова цена противостояния всему этому в одиночку.

Это небольшое произведение состоит из пяти строф с разным количеством строк в каждой. Баллада является переводом стихотворения Шиллера.

Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.

Александр Александрович Блок – гениальный русский поэт серебряного века. Он подарил миру очень много хороших произведений, многие из которых знают даже те, кто мало знаком с литературой.

Источник

Оцените статью
HQarch