Язык волшебное зеркало национальной культуры

Презентация к уроку по русскому языку как родному 5 класс
презентация к уроку (5 класс)

Язык- волшебное зеркало мира и национальнй культуры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232 Новоселова Ольга Владимировна

Язык каждого народа создан самим народом. К.Д.Ушинский

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств , являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) КУЛЬТУРА – это Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей ЯЗЫК — это

«Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом. он — питомец его и сознаёт его » П.П. Блонский

4 февраля — Тимофей — полузимник ; ползимы прошло. 13 марта — Василий — капельник; с крыш капает. 17 марта — Герасим — грачевник . Грач на горе — весна на дворе. 18 марта — Конон — огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития летом не будет. 4 апреля — Василий — сольнечник , Василий — парник. 14 мая — Еремей — запрегальник . 2 июня — Фалолей — огуречник; посадка огурцов. 13 июня — Еремей — распрегальник . Еремей — отпусти сетево (мелкая сеть). Конец сева. 8 сентября — Павел — рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу. 14 декабря — День — грамотник .

Читайте также:  Багет из металла для зеркал

. Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером … Д.Н. Мамин-Сибиряк

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи — умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть : — разнообразной — не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение; — выразительной — использующей образные средства языка: фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения; — точной — употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать; — логичной — последовательной (последующее вытекает из предыдущего); — краткой — экономной, не содержащей ничего лишнего; — ясной — чётко формулирующей передаваемую мысль; — доступной — выраженной в понятной форме, известными словами.

Слово — не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это — художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. К.Д.Ушинский Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа. И.И.Срезневский Домашнее задание

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. К.Д.Ушинский Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. И.И.Срезневский Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К.Д.Ушинский Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это высказывание . И объясните, как вы понимаете смысл этих слов

Источник

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Разработка урока для 5 класса по родному языку

Просмотр содержимого документа
«Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры»

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

1) познавательные: формирование у школьников лингвистического мировоззрения;

2) практические: вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие связной речи учащихся;

3) общепредметные: воспитание учащихся.

Язык каждого народа создан самим народом.

Слово учителя. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре вообще и о русском языке как о явлении русской национальной культуры в частности. — Данный урок мы построим в форме диалога. — Давайте вспомним, что такое диалог? (Это разговор между двумя лицами, обмен репликами.) — Сегодня мы услышим диалоги учителя с учеником, диалоги учеников.

2. Коллективное повторение изученного материала

— Каждый язык — это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности, свои формы контактов с другими цивилизациями и культурами как в пространстве, так и во времени.

— Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока. — Язык. Что это такое? (Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

— Русский? (Язык русского народа.)

— Как вы понимаете слово культура?

(Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)

— Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение.

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

— Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.)

— Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре? (Да.)

3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин).

— Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре. — Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком? (В семье, усваивая язык своих родителей.)

Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом. он — питомец его и сознаёт его». Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему? (Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её изучать, любить и беречь).

— В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова? (Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа).

Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры. (Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги).

— А много ли слов в русском языке? (Очень много).

— Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка? (Лексика).

— А что вы помните из этого раздела о словах? Подтвердите свои ответы примерами, желательно со словом ЯЗЫК.

(Слова однозначные и многозначные: снег — язык. Слова в прямом и переносном значении: русский язык — язык пламени. Синонимы: язык, речь. Антонимы: разговорчивый — молчаливый. Омонимы: язык — подвижный мышечный орган в полости рта; язык — исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Слова исконно русские и заимствованные: восторг — авантюрист (фр.).Слова устаревшие: архаизмы (на их место пришли синонимы) и историзмы (совсем вышли из речи): перст (палец) — царь. Неологизмы: компьютер, принтер, сканер.)

— Итак, чтобы разобраться в истории слова, куда иногда приходится отправляться? (В исторический или географический экскурс).

— О чём это говорит? (В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.).

Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните, почему именно так назывались дни года.

4 февраля — Тимофей — полузимник; ползимы прошло.

13 марта — Василий — капельник; с крыш капает.

17 марта — Герасим — грачевник. Грач на горе — весна на дворе.

18 марта — Конон — огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития летом не будет.

4 апреля — Василий — сольнечник, Василий — парник.

14 мая — Еремей — запрегальник.

2 июня — Фалолей — огуречник; посадка огурцов.

13 июня — Еремей — распрегальник. Еремей — отпусти сетево (мелкая сеть). Конец сева.

8 сентября — Павел — рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу.

14 декабря — День — грамотник. В этот день отроков (мальчиков старше 9 лет) определяли в учение. В дом приходил дьякон приносил с собой букварь и плётку. Сначала отрок получал три удара плёткой, затем начиналось учение, разучивалась по букварю первая буква.

Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина — Сибиряка. Это произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его лексическом значении?

. Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером…

Приведите примеры употребительных слов, образованных по той же словообразовательной модели, что и существительное магазинер. Что объединяет все эти слова? Сделайте вывод.

Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 80-х гг. 20-го века. Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите примеры известных слов.

Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии), симпатюшка (о ком-то приятном, симпатичном), сластёнство (склонность к сладкому),

смехотворчество (создание юмористических произведений), окоротеть(стать коротким), отзеленеть (перестать зеленеть), пихтоварка (приспособление для получения пихтового масла).

— А нужны ли нам заимствованные слова? Зачем? (Со временем они закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

— А художественные произведения — это национальная культура? Докажите. (Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

А как вы считаете, культура человека — это часть национальной культуры?

— Посмотрите на доску и прочитайте текст вслух. (текст выводится на экран с помощью ПК).

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи — умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть:

разнообразной — не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение;

выразительной — использующей образные средства языка:

фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

точной — употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать;

логичной — последовательной (последующее вытекает из предыдущего);

краткой — экономной, не содержащей ничего лишнего;

ясной — чётко формулирующей передаваемую мысль;

доступной — выраженной в понятной форме, известными словами.

— Давайте сформулируем выводы из текста и запишем их. (текст выводится на экран с помощью ПК).

(Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи — умением правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть разнообразной, выразительной,точной, логичной, краткой, ясной, доступной.)

А можно ли отнести пословицы и поговорки к русской национальной культуре? Подтвердите это примерами. (Ехать в Тулу со своим самоваром).

— Как вы думаете, а фразеологизмы — это часть русской национальной культуры? Докажите это. (Язык хорошо подвешен. Язык до Киева доведёт).

3. Подведение итогов урока (8 мин).

— Итак, какой теме мы посвятили сегодняшний урок? — Обратимся к эпиграфу. Прочитайте и запишите его в тетрадь. Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? — Перед вами высказывания о русском языке. Прочитайте их. (текст выводится на экран с помощью ПК)

Слово — не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это — художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. К.Д.Ушинский

Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа. И.И.Срезневский

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. К.Д.Ушинский

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. И.И.Срезневский

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К.Д.Ушинский

— Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это высказывание.

— Итак, чем вы можете подтвердить тему сегодняшнего урока: «Русский язык как явление русской национальной культуры»?

(1. В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.

2. Со временем заимствованные слова закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

3. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

4. Носителем национальной культурной информации может быть отдельное слово (исконное, заимствованное), фразеологизм, пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и так далее.

5. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.)

Напишите отзыв о сегодняшнем уроке (на листке).

Источник

Оцените статью
HQarch