- Презентация к уроку по русскому языку как родному 5 класс презентация к уроку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Конспект урока по родному языку на тему «Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры»
- Конспект «Язык – зеркало мира и национальной культуры»
- Просмотр содержимого документа «Конспект «Язык – зеркало мира и национальной культуры»»
Презентация к уроку по русскому языку как родному 5 класс
презентация к уроку (5 класс)
Язык- волшебное зеркало мира и национальнй культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232 Новоселова Ольга Владимировна
Язык каждого народа создан самим народом. К.Д.Ушинский
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств , являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) КУЛЬТУРА – это Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей ЯЗЫК — это
«Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом. он — питомец его и сознаёт его » П.П. Блонский
4 февраля — Тимофей — полузимник ; ползимы прошло. 13 марта — Василий — капельник; с крыш капает. 17 марта — Герасим — грачевник . Грач на горе — весна на дворе. 18 марта — Конон — огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития летом не будет. 4 апреля — Василий — сольнечник , Василий — парник. 14 мая — Еремей — запрегальник . 2 июня — Фалолей — огуречник; посадка огурцов. 13 июня — Еремей — распрегальник . Еремей — отпусти сетево (мелкая сеть). Конец сева. 8 сентября — Павел — рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу. 14 декабря — День — грамотник .
. Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером … Д.Н. Мамин-Сибиряк
Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи — умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть : — разнообразной — не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение; — выразительной — использующей образные средства языка: фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения; — точной — употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать; — логичной — последовательной (последующее вытекает из предыдущего); — краткой — экономной, не содержащей ничего лишнего; — ясной — чётко формулирующей передаваемую мысль; — доступной — выраженной в понятной форме, известными словами.
Слово — не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это — художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. К.Д.Ушинский Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа. И.И.Срезневский Домашнее задание
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. К.Д.Ушинский Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. И.И.Срезневский Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К.Д.Ушинский Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это высказывание . И объясните, как вы понимаете смысл этих слов
Источник
Конспект урока по родному языку на тему «Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры»
Тема: Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры
Цель урока : развивать представление учащихся о языке как о зеркале культуры; развивать грамотную устную и письменную речь.
2. Проверка домашней работы
Привычному нам русскому языку всего чуть более 300 лет. Это «детский» возраст, но у языка есть родословная, своими корнями уходящая глубоко в историю и насчитывающая более 1000 лет.
24 мая 863 года — официальная дата рождения славянской письменности. В этот день братья Кирилл и Мефодий объявили о создании славянского алфавита. Азбука была названа кириллицей в честь её создателя. С этой даты ведёт своё начало славянская письменность.
В кириллице было 43 буквы: 24 буквы заимствованы из греческого алфавита. Самые первые слова, которые святой Кирилл перевёл с греческого на славянский язык, были: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».
Кириллице более 1150 лет. Некоторые буквы ушли из старославянской азбуки, но их следы остались в современном русском языке.
Рисунки букв вывешиваются на доску.
В словарном составе русского национального языка и его организации, в устойчивых выражениях, пословицах и поговорках, в произведениях устного народного творчества, художественной литературе отражаются особенности русской культуры и русского характера, традиций русского народа; сохраняется и передаётся от поколения к поколению его исторический опыт.
5. Продолжение работы по теме урока
Язык – зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, уникальную для каждого народа. За каждым словом стоит предмет реального мира. Но слово отражает не сам предмет, а то его видение, которое навязано носителю языка имеющимся в его сознании представлением. Получается, язык отражает окружающий нас мир не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку.
В 2015 году исследователь Игорь Крупник сообщил, что в эскимосском языке (в зависимости от диалекта) словарный запас для обозначения снега составляет 40-50 слов. Эскимосы по-разному называют падающий снег – кана и мягко падающий снег — акилокок. На их языке снег, лежащий на земле – апут; снежный покров, удобный для саней – пигнарток и т.д.
Специалисты насчитали у чукчей — 40, а у эскимосов Канады — не менее 53 слов для снега. И ещё больше слов для разных «сортов» морского льда. Та же картина наблюдается у других северных народностей: у народа саами, по данным норвежских филологов, не менее 180 терминов для снега и льда.
Но, зато есть другой интересный факт, что в эскимосском нет слов, обозначающих «вчера» и «война».
8. Домашнее задание. Орфографический практикум.
Язык – зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, уникальную для каждого народа. За каждым словом стоит предмет реального мира. Но слово отражает не сам предмет, а то его видение, которое навязано носителю языка имеющимся в его сознании представлением. Получается, язык отражает окружающий нас мир не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку.
Источник
Конспект «Язык – зеркало мира и национальной культуры»
развивать представление учащихся о языке как о зеркале культуры; развивать грамотную устную и письменную речь.
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
метапредметные:
формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;
расширить социальный опыт подростка посредством родного языка; способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника; воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы урока: теоретический; урок-лекция с элементами беседы.
Технология: педагогического сотрудничества.
Оборудование: презентация, РМ.
Просмотр содержимого документа
«Конспект «Язык – зеркало мира и национальной культуры»»
Язык – зеркало мира и национальной культуры
развивать представление учащихся о языке как о зеркале культуры; развивать грамотную устную и письменную речь.
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;
расширить социальный опыт подростка посредством родного языка; способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника; воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы урока: теоретический; урок-лекция с элементами беседы.
Технология: педагогического сотрудничества.
Оборудование: презентация, РМ.
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
Оформление тетрадей, темы урока, цели, задач. Оформление журнала приема-передачи.
Проверка домашнего задания
Расскажите о том, что вы узнали на прошлом уроке?
Привычному нам русскому языку всего чуть более 300 лет. Это «детский» возраст, но у языка есть родословная, своими корнями уходящая глубоко в историю и насчитывающая более 1000 лет.
24 мая 863 года — официальная дата рождения славянской письменности. В этот день братья Кирилл и Мефодий объявили о создании славянского алфавита. Азбука была названа кириллицей в честь её создателя. С этой даты ведёт своё начало славянская письменность.
В кириллице было 43 буквы: 24 буквы заимствованы из греческого алфавита. Самые первые слова, которые святой Кирилл перевёл с греческого на славянский язык, были: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».
Кириллице более 1150 лет. Некоторые буквы ушли из старославянской азбуки, но их следы остались в современном русском языке.
В словарном составе русского национального языка и его организации, в устойчивых выражениях, пословицах и поговорках, в произведениях устного народного творчества, художественной литературе отражаются особенности русской культуры и русского характера, традиций русского народа; сохраняется и передаётся от поколения к поколению его исторический опыт.
Кратко записывают материал лекции по ходу
Язык – зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, уникальную для каждого народа. За каждым словом стоит предмет реального мира. Но слово отражает не сам предмет, а то его видение, которое навязано носителю языка имеющимся в его сознании представлением. Получается, язык отражает окружающий нас мир не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку.
А вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь? Разобраться в этом вам поможет рисунок
В 2015 году исследователь Игорь Крупник сообщил, что в эскимосском языке (в зависимости от диалекта) словарный запас для обозначения снега составляет 40-50 слов. Эскимосы по-разному называют падающий снег – кана и мягко падающий снег — акилокок. На их языке снег, лежащий на земле – апут; снежный покров, удобный для саней – пигнарток и т.д.
Специалисты насчитали у чукчей — 40, а у эскимосов Канады — не менее 53 слов для снега. И ещё больше слов для разных «сортов» морского льда. Та же картина наблюдается у других северных народностей: у народа саами, по данным норвежских филологов, не менее 180 терминов для снега и льда.
Но, зато есть другой интересный факт, что в эскимосском нет слов, обозначающих «вчера» и «война».
Анализируют, делают выводы.
Выполнить орфографический практикум. (Приложение).
Источник