Языка как зеркало мысли

Языка как зеркало мысли

Высказывания великих людей о языке

Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами. — В. Белинский

Язык не может быть плохим или хорошим. Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. — С. Довлатов

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. — Святой Августин

Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку. — Вольтер

Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке. —И. Гете

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели. — А. Ривароль

Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом. — Д. Драйден

Язык и слова — ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно. — А. Перес

Язык есть зеркало мыслей народа; умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее язык, выбивается на нем, как медаль. — Х. Сехадор

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. — Л. Толстой

Только сделавшись мертвыми, языки становятся бессмертными. — А. Ривароль

Язык есть вековой труд целого поколения. — В. Даль

Каждый язык имеет свое словотечение, свою гармонию, и странно было бы русскому или итальянцу, или англичанину писать для французского уха и наоборот. — К. Батюшков

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. —Пифагор

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. — А. Чехов

Язык не пойдет в ногу с образованием, не будет отвечать современным потребностям, если не дадут ему выработаться из своего сока и корня, перебродить на своих дрожжах. — В. Даль

Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках. — Д. Драйден

Язык — инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. — П. Вяземский

Язык похож на надтреснутый котел, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды. — Г. Флобер

Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. — А. Чехов

Самый совершенный язык тот, который выражает наибольшее количество понятий наименьшим количеством слов. — П. Буаст

Красивый язык облекает в пристойную форму даже глупые мысли. — В. Швебель

Нет смысла искать разницу между поэтическим и прозаическим языком. Чисто поэтический язык нельзя прочесть, чисто прозаическому — не стоит учиться. У.Оден

Тот, кому послушен язык, обычно помалкивает. — С. Лец

Не зная других языков, никогда не поймешь молчания иностранцев. — С. Лец

Каждый язык должен создавать в данное время такие каламбуры, какие нужны его народу. — С. Лец

Язык — это бестолковый словарь. В.Лукьянов

Не оскорбляй другого на языке, которого тот не знает! Это садизм. — С. Лец

Источник

Язык, как зеркало мысли

Язык — система знаков [звуков, сигналов], передающих информацию.
Толковый словарь русского языка
Не только несоответствие старого и нового, внутреннего и внешнего, но и различное понимание самых простых слов препятствует укреплению продвижения .
Живая Этика. Братство — 456

Вряд ли покажется спорным утверждение о том, что язык является средством общения, а слова в значительной мере отражают качество мысли. Всё выглядит вполне понятно и внимание людей обращено на те проблемы, которые кажутся им более значимыми. Однако, если в основе сознательной деятельности человека лежит идея (и слово как её отражение), то отношение к языку приобретает особое значение. А осознание этого значения приблизит нас к Новой Эпохе.

Трудно определить, когда именно зародились первые системы звуковой и визуальной передачи информации. С уверенностью можно утверждать одно — любой язык развивается во взаимосвязи с мышлением. Чем более развито мышление, тем выразительнее и точнее система, его передающая. Насколько важно для человечества сохранение и развитие языка, говорят те случаи, когда дети воспитывались дикими животными. Эти примеры одичания ничего общего, кроме фабулы, с повествованием Редьярда Киплинга не имеют. Более того, трагедии современных каменных джунглей всё чаще заставляют нас задуматься об эволюции человека, на фоне которой многие достижения цивилизации выглядят удручающе. Впору спросить, может ли одна только наука переломить ситуацию?

Обратимся к науке о языке. В основе своей её истоки формировались в процессе изучения литературных памятников. Особое отношение к мысли в Древней Индии и Греции не могло не повлиять на более поздних исследователей и к XVII — XVIII вв. филология оформилась в науку, первоначально изучавшую язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности. Последующая дифференциация не обошла стороной и науку о языке и филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих язык и литературное творчество. На первый взгляд, разница не велика, однако на деле произошло сужение исследовательских задач и взаимосвязь с другими науками в лучшем случае отошла на второй план. Ещё одним результатом деления целого стало проявление в начале XIX века языкознания, или лингвистики. Эта новая наука приняла форму общего и сравнительно-исторического языкознания и она по-прежнему находится в состоянии поиска. Появившаяся во второй половине XX-го века психолингвистика — прямое тому свидетельство.

Филологи и лингвисты продолжают свои исследования и их работа имеет большое значение. Вклад таких замечательных учёных, каким был Дмитрий Сергеевич Лихачёв, трудно переоценить. Однако языком ежедневно пользуется каждый из нас, а отношение к слову в повседневной жизни оставляет желать лучшего. Проблема эта становятся тем очевиднее, чем более осмысленно мы подходим к использованию каждого слова. Именно об это писал Николай Константинович Рерих во многих своих статьях о Культуре и языке.

По моему глубочайшему убеждению, наиболее полно эволюционное значение мысли раскрыто в Учении Живой Этики. Там же явлен и прекрасный пример слова как передающего мысль инструмента. Тот, кто внимательно изучает Живую Этику, не мог не обратить внимание на краткость параграфов и глубочайшее их смысловое наполнение. Специалистам ещё предстоит исследование того, как, воплощаясь в словах, мысль переходит из тонкого состояния в Мир Плотный. Сейчас лишь отметим, что лаборатория слова и совместная работа в ней так называемых лириков и физиков нужна сегодня как никогда! Нам тоже не стоит терять время, ибо полезно поискать ответ на вопрос, — почему изменяется язык и какие последствия влечёт за собой его изменение?

В отличие от религиозных догм, предлагающих принять всё на веру, Живая Этика являет действительно научный подход: наряду с ответом на вопрос почему есть ответ и на вопрос как . Вот лишь один пример:

Община. 141. Мы одобряем сокращение языка. Желательно составление новых определительных выражений. Такой новый язык выводит из неподвижности речи. Нечего поклоняться умершим словам. Гораздо радостнее ценить, как смысл звукового воздействия проникает и убеждает. Все понимают, что убеждают не слова, но посылка мозгового центра. Сладкоречие может достичь цели вследствие аффекта слушателя. Скорее можно победить молчаливым жестом, нежели холодной риторикой. Когда говорят: Это язык моего отца , — спросите: Целы ли стоптанные сапоги вашего отца?
Каждая наука нуждается в новых формулах. Также периоды жизни несут новые выражения. Каждому новому выражению нужно радоваться. Нет хуже объятия трупа! Без того вы привязаны ко множеству умерших предметов. Вынос каждой мёртвой буквы сопровождается причитаниями, точно не существует огромного значения поступательных дел! Некоторые народы неграмотны и покрыты вонью и мерзкими насекомыми. Который же из ветхих предрассудков оплакивать? Весь сундук насекомых нужно сжечь! Не будет разрушение, но обновление!
Ищите обновление во всей жизни!

Обновление языка, есть необходимость. Оно способствует развитию мозгового центра, отвечающего за посылку мысли. Но, принимаясь за обновление, следует помнить, что язык — это сложная система и он не терпит непродуманного к себе отношения. Наполнение речи новыми жизненными формами возможно только параллельно с утончением мысли. Форма и содержание неделимы и если не заботиться о качестве мысли, то вырождение языка неизбежно. Потому и нужна осторожность, без неё сокращение языка может обернуться его обеднением. К счастью, о бережном отношении к слову начинают говорить не только выдающиеся деятели культуры. И это дополнительный аргумент о необходимости продолжения разговора о взаимосвязи сознания и речи, тем более, что приведённый параграф — не единственный.

Космическое сотрудничество — следующая ступень эволюции человечества, — невозможна без развития сознания и без устремления к преображению всей жизни. По крайней мере, можно смело утверждать, что все феномены, перечисленные в §99 книги Сердце — уже известные в истории человечества, — были явлены даже среди условий несовершенного существования. Среди прочих упоминаются такие как: чтение мыслей, чтение закрытых книг и понимание языков без их знания.

Вспомним, как появилась предание о вечном языке:

Озарение (ч.3, III-13). … уже Говорил, что понимать язык можно внутренним сознанием. Качество это было оповещено через высокую жрицу и дало прекрасное последствие. Послы дальних стран говорили ей на своем языке и она понимала их. Создалось предание о вечном языке.
Но народ захотел толпами убедиться в понимании. Были приведены многие чужестранцы и жрица была сведена с восьмого этажа, несмотря на протесты. Но ничто не было явлено перед народом и чужестранцы напрасно твердили свои речи. Так была погублена одна из лучших возможностей. Но её можно будет применить, изучая качество ауры, ибо это мост блага и заразы.
Могущество понимания даже родного языка зависит не от уха, но от касания другими центрами через ауру. Потому лучше сказать — понял, нежели — услышал.
Потому вопрос ауры не столько важен цветом, сколько — внутренним напряжением.

И снова встаёт вопрос о необходимости научных исследований. Недавнее открытие метода газоразрядной визуализации и его возможности применительно к исследованию ауры, определённо даст свои результаты. А для скептиков есть примеры попроще, взятые к тому же из современной жизни. Об одном из них, когда напряжение внимания, также может дать необычные результаты, читайте в последнем эпизоде дневниковых записей Сергея Астахова Знаки (см. литературную рубрику журнала).

Как бы то ни было, а давние мечты о вечном мировом языке имеют основания стать реальностью. Для этого не нужно отдавать предпочтение какому-то одному из тех языков, что сегодня имеют широкое распространение. Более того, мысленное общение станет лучшим условием не только для взаимопонимания между народами, но и для охранения чистоты всех существующих языков и наречий. Скептик скажет: Мечтатели! . На это уместно заметить, что устремление в будущее ещё никому не повредило. Лучше попытаться на практике реализовать новую возможность, чем потерять её. Горьки, но справедливы слова о том, что люди не понимают, . что калечение языка есть преступление, ибо много корней в своем звучании имеют глубокое значение . [ Братство ч.2.- 49]

Чтобы понять причины этой проблемы, обратимся снова к Учению:

Братство ч.1-231. По бедности языков произошло во всех веках много ошибочных толкований. Люди пытались обращаться к цифрам, к символам и образам, к начертаниям и всяким иероглифам, но такие пособия были лишь временными. Только современники могли понимать значение таких условных придатков. В веках опять стирались и образовывались новые заблуждения. Человечество с трудом удерживает сведения за одно тысячелетие. Что же сказать о десятках тысячелетий, когда сами языки много раз совершенно изменялись?! Отдельные предметы, дожившие до нашего времени, не могут вполне характеризовать эпох, их создавших. Так нужно приложить особую осмотрительность к древним эпохам, которые для нас лишь смутные видения.
Будет время, когда ясновидение, научно поставленное, поможет соединить осколки разбитых сосудов древнего знания. Умение терпеливо разбирать стёртые знаки пусть будет отличием истинного учёного. Он поймёт и значение вмещения.

Язык — орудие мысли. А раз так, то добрый мастер к своему инструменту будет всегда относиться бережно. Содержание его в чистоте и забота об усовершенствовании поможет людям развить новые возможности этого инструмента. Как уже говорилось, эти возможности давно определены и только ждут своего часа. Когда же мы всерьёз задумаемся о силе мысли!? Даже в молчании есть понимание, ибо слово от мысли, а не наоборот!

Братство ч.1-337. Древность в этом отношении даёт показательные примеры. Давно уже люди понимали, что мысль не нуждается в словах определённого языка. Энергия мыслительная ударяет по мозговому аппарату и вызывает звучание, понятное сознанию. Будет ли сложено такое звучание в словах или более глубоком сознании — это лишь подробность. Главное понимание отлагается в методе мышления.

Описание методов мышления — вот ещё одно направление для будущих научных исследований. От этого исследования в не меньшей степени зависит приближение Новой Эпохи Человечества. Многие ответы, суть которых ни сознание, ни, тем более, язык человеческий пока вместить не могут, обязательно будут найдены в приближающейся эпохе. В этом смысле неоценимым является опыт Матери Агни Йоги, ибо данное через Неё Учение о Мире Огненном есть своего рода перевод с языка мысли на язык слова.

Братство ч.2-10. Урусвати знает Наш язык. Но мы должны знать и наречия всех народов. Постоянно возникают недоумения, на каком языке следует посылать мысли для лучшей передачи? Каждый может послать мысль на своём языке. Именно на языке, на котором он думает. Было бы ошибкой посылать мысли на чужом наречии, предполагая удобство лица, к которому мысль послана. Такое чужое положение только ослабит силу посылки. Понуждая себя мыслить на чужом языке, люди будут вызывать внутренние образы, связанные с народом такого наречия. Тем сами они нарушат чёткость мышления. Советую не только посылать мысль на своём природном языке, но и делать это в самой привычной обстановке. Нажитые предметы менее всего осложнят внимание. Сами излучения таких вещей не будут вносить раздражения.
Мы устанавливаем передачу мысли в почти пустой комнате, стены которой могу быть окрашены в синий или зелёный цвет, последний может быть весьма удобен для многих индивидуальностей. Так Мы предпочитаем удобное кресло, чтобы спинной хребет был в прямом положении. Не нужно, чтобы кресло так или иначе тревожило тело. Также и свет не должен раздражать глаза. Лучше иметь источник света позади. Не должно быть насильственного напряжения, но лишь полное сосредоточение. Иногда можно перед собой иметь изображение лица, к которому идут посылки. Но лучше его иметь мысленно. Спокойствие и гармония музыки нередко сопровождают посылку мысли.
Помните эти условия, когда представляете Нас за посылками мыслей.

В завершении ещё раз подчеркнём важность эволюции языка. Покуда человечество не исчерпало возможностей своего физическое существования, язык и речь не умрут. Они должны будут непрерывно развиваться. Конечно, о том, как будет звучать речь будущего, можно только догадываться. Однако о языке Новой Эпохи уже сейчас можно с уверенность сказать, что им станет язык Мысли — ВЕЧНЫЙ ЯЗЫК.

Литература:
1. Н.К. Рерих Нужное слово .
2. Н.К. Рерих Мысль .
3. Н.К. Рерих Языки .
4. Учение Живой Этики.
5. БСЭ.

11 осень 2002 г дата публикации: 9.09.2002

Источник

Читайте также:  Как сделать раздвижное зеркало
Оцените статью
HQarch